Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Андре Миллер. "История христианской Церкви"


ВТОРОЙ ТОМ. Глава 21


Реформация вне Германии и Швейцарии. Швеция, Норвегия и Дания


Положение Германии и Швейцарии, которое по Божьей премудрости и предвидению было избрано стать исходным пунктом и средоточием Реформации, для распространения этого великого дела было чрезвычайно благоприятным. Отсюда во все стороны легко расходились сильные волны благословенного движения и наполняли почти всю Европу. Не всегда движущие мотивы со стороны правителей, которые, казалось, открывали простор для Реформации в своей стране, были чисты и богоугодны. Бог не признавал таких начинаний. Так это, например, было в случае со Скандинавией.

Тиранский король Кристиан Второй, который угрожал католическому духовенству в Швеции с целью, чтобы недавно обретшую независимость страну вновь поработить под датское господство, пожелал ввести в Дании реформацию, чтобы здесь разбить мощь чрезмерно вознесшегося над всей Скандинавией католического клира. По его просьбе в 1520 году из Виттенберга в Данию пришел молодой человек Мартин Рейнгард. Он, однако, вскоре вынужден был бежать от католического натиска. После него в Дании некоторое время работал Карлштадт, но он вынужден был избегать духовенства, а Лютер, к которому король так же обратился, чтобы приобрести его для Дании, не принял этого приглашения. В 1524 году Кристиан был изгнан дворянами и клиром и пришел в Саксонию, где Лютер внешне обратил его в евангельскую веру. Однако, на заседании рейхстага в Аугсбурге он снова отрекся от этой веры (1530), чтобы при помощи кесаря (1531) завоевать для себя Норвегию. Уже на следующий год он снова был свержен с трона. За время своего тридцатилетнего тюремного заключения он раскаялся в сем и через Библию на датском языке пришел к полному познанию истины.

Преемник Кристиана в Дании, Фридрих Первый из Гольштейна, в противовес этому с самого начала лично сам содействовал евангельской вере и со своим сыном, весьма решительным и также верующим, который правил герцогством, Кристианом Третьим, в своих землях ввел реформацию. Датский реформатор Ганс Таузен, ученик Лютера, который до того времени проповедовал Евангелие среди множества гонений, стал проповедником в Копенгагене, и на одном из совещаний рейхстага в Оденсе в 1527 году при его содействии Реформация в Дании была признана государственной религией без права, однако, насильственного обращения людей в новое учение. Евангельское учение, таким образом, завоевало признание, и из Виттенберга в Данию поспешило множество учителей. Священное Писание было переведено на датский язык, были введены проповедь и пение на церковных богослужениях. Реформация в Дании, как это было в Германии, распространялась при ликующем пении хвалебных гимнов верующими, прославляющими милость Божью.

Начиная в 1537 по 1542 год здесь трудился знаменитый доктор Бугенгаген, пришедший в Данию из Виттенберга, чтобы окончательно утвердить новую церковь и ввести новые правила и упорядочить богослужение. Здесь была введена аугсбургская конфессия, "Едва ли мы можем в достаточной мере описать благословенные перемены дел в Дании. Мощный благословенный свет осиял все государство. Датчане теперь могут читать Священные Писания из Нового Завета, как и псалмы Давида на их родном языке: псалмы теперь можно было слышать в церквях, они пелись на полях и на улицах города. В стране жило множество учителей Священного Писания и проповедников, которые направляли народ к источнику спасения" (Уили, История протестанства).

В Норвегии, которая была неотъемлема от государства, реформация была введена в то же самое время. Католический архиепископ из Дронтгейма поспешно бежал в Нидерланды, захватив с собой церковные сокровища.

В Швеции, где как и в Дании, христианство нашло доступ уже в девятом столетии;* в начале Реформации римское идолопоклонство, казалось, пустило корни гораздо глубже, чем где бы то ни было в мире. Папская иерархия, начиная с архиепископа Упсалы, кончая последним нищим монахом, заполонила землю: правители, дворянство и граждане стенали под их игом. Духовные руководители жили прекрасно и наслаждались во дворцах и великолепных жилищах, поглощая одну треть всего национального дохода. Народ же весьма обнищал и был невежественен без надзора, без обучения и наставников. И в такую тьму должен был теперь проникнуть исцеляющий свет Евангелия.

* Через Ансгара; долгих сорок лет он верно трудился на севере, умер в 864 году В 12 столетии миссионеры скандинавских церквей поработились папскому престолу в Риме.

Ко времени вышеупомянутого короля Кристиана Второго Швеция только номинально считалась подвластной Дании; уже 50 лет она фактически была свободной и имела своего правителя. Теперь римское духовенство жаждало покорить народ себе. При поддержке папы Кристиан Второй завоевал Швецию и устроил (1520) в Стокгольме кровавую бойню. Благороднейшие земли, около 600, были разорены. При таких обстоятельствах один благородный юноша, сын убиенного, бежал в Германию и там познакомился с новым учением. Это был Густав Ваза. Он должен был стать инструментом, через который в его страну проникла бы Реформация. Как только Кристиан снова оставил Швецию, Густав поспешил назад, изгнал датчан и от освобожденной земли был призван стать королем Швеции. Католическое духовенство он оставил в покое. Ваза призвал к себе только двоих братьев, Олауса и Лоренца Петерсон, которые, еще будучи студентами в Виттенберге, уверовали и уже с 1519 года старались распространить Евангелие в своем отечестве. Лоренца он сделал профессором в Урсуле, Олаус стал проповедником в Стокгольме. Евангельски настроенный правитель епископства Лоренц Андерсон был возведен королем до канцлера.

Юной Реформации вскоре угрожала большая опасность. В Швеции появились перекрещенцы Ринг и Криппендоллинг и смутили многих. Продвижение доброго дела, казалось, должно потерпеть внезапное поражение. Однако здравое учение успело пустить глубокие корни, оно победоносно выстояло в шторм. Постепенно оно завоевывало сердца людей. Канцлер перевел Новый, а оба Петерсона - Ветхий Завет на шведский язык.

Мощное папское духовенство все еще удерживало большую половину народа. Глубоко огорченный этим, благородный король на заседании рейхстага в Вестере (1527) со слезами на глазах сложил с себя корону. Тогда народ внезапно пробудился и сверг с себя, в благодарность верному королю, римское иго. Реформация после продолжительных совещаний с Лютером и Меланхтоном была введена по всей стране, никто уже не противостоял. За кратчайшее время она стояла уже на такой прочной почве, что спустя едва сто лет, в тяжкое время Реформация в Германии была защищена и удержана почти одной Швецией.


Италия


В провинциях Италии евангельская вера была принята ранее других стран, исключая Германию. Истина в этой стране, где достоинства и священство папы имело довольно мало благоговения, поскольку здесь папа с его "совершенствами" постоянно находился на виду, была принята многими благородными и образованными людьми; то тут, то там в народе появилось немало людей, которые верою во Христа Иисуса приняли Его своим Единственным Спасителем и Пастырем. Среди покровителей дела Реформации со стороны семей правителей стоит имя дочери Людовика Двенадцатого и снохи Франца Первого (Франция) - праведной, чистой, высокообразованной Ренаты из Эсте, герцогини из Феррары. В ее доме многие находили приют и убежище во времена гонения за их веру, в том числе и Кальвин. Сочинение германских и швейцарских реформаторов тотчас после их появления в печати находили широкое распространение без указания переводчика и автора. Какая жажды истины господствовала тогда в Италии, ясно видно из письма одного из кармелитских монахов из Локарно к реформаторам в Швейцарии. Он пишет спустя некоторое время после начала Реформации в немецкой Швейцарии и в Германии: "Приветствую вас, верующие в Иисуса Христа. Вспомните, я молю вас, о бедном Лазаре из Евангелия и женщине-хананеянке, которые готовы были питаться крошками хлеба со столов господ. Так и я ищу у вас убежища, как было однажды с Давидом, когда он был без обмундирования и оружия у того священника, прошу у вас хлебы предложения и снаряжения, которые в святилище. Умирая от жажды, я ищу колодезь живой воды, и, сидя на дороге подобно тому слепорожденному, умоляю о свете. В плаче и слезах мы приходим к вам и умоляем вас смиренно, поскольку вы знаете авторов благословенных духовных книг, чтобы вы выслали нам книги просвещенных авторов, которыми вы владеете, прежде всего труды богослова Цвингли, известного всему миру Лютера, прямодушного Меланхтона и почтенного Эколампадиуса... помогите же верно, чтобы наш ломбардский город, закованный Вавилоном, незнакомый с Евангелием Господа Христа, мог обрести свободу."

Вскоре и в самой Италии, без имени автора, появились евангельские сочинения, и уже в 1530 году один католик, Ант Бруциоли, начал издавать итальянскую Библию. Несколько десятилетий спустя, эта Библия попала под разряд запрещенных книг*. В 1542 году благородный монах из Неаполя, Бенедикт из Мантуа, написал превосходный трактат "Благодать жертвы Иисуса Христа для христиан", который в стотысячных экземплярах был распространен в Италии и за ее пределами и привел многих к познанию истины. В то же примерно время некий благородный Аонио Палеарио написал книжечку подобного же содержания "О действительности и всемогуществе действия смерти Христа". Так голос Божий проникал до слуха Своих по всей стране, они слышали Его и следовали за Ним.

* Индекс книг, запрещенных католической церковью, составленный папой Павлом Четвертым, включал итальянскую Библию, и вскоре после этого Тридентский собор (1562) вновь подтвердил это, запрет на Библию сохраняется и по сей день.

Теперь же угрожающе поднялась мракобесная Иезавель, руки которой ранее были заняты тем и этим и не доходили до того, чтобы противостать благословенному делу Евангелия с желаемой силой. Город на семи холмах всего пятнадцать лет тому назад (1527, май) был окружен войском кесаря Карла Пятого под предводительством герцога из Бурбонна, был взят и предан в жертву огню. Солдаты захватили вероломного папу Клеменса Седьмого в Энгельсбурге, куда он убежал с его кардиналами, и надсмеялись над ними самым издевательским образом. Всем и ощущалась в продолжение всего времени ненависть и противостояние папству в Италии, многие свидетели истины пали его жертвой. И все же, несмотря на тиранию папства, евангельская вера здесь, как, пожалуй, ни в одной стране Европы, обрела твердую почву во многих сердцах. Как только папство вновь смогло свободнее вздохнуть, тотчас разразилось ужасное гонение. Ревностный папа Пий Третий в 1542 году вновь восстановил распавшуюся было инквизицию Рима по испанскому образцу, и "священный суд", как он себя называл, начал свирепствовать с 1566 года "под руководством непреклонного, фанатичного и потому объявленного святым монахом папой Пием Пятым с применением тюрем, пыток, галер, эшафотов и костров так беспощадно, фанатично и чудовищно против протестантства, его последователей и покровителей, что к концу этого столетия в Италии от них не осталось и следов" (Куртц, История церкви, том 2, стр. 107).

Последним мучеником явился вышеупомянутый Аонио Палеарио, высокообразованный благочестивый профессор, которого после трехлетнего самого безжалостного заключения в семидесятилетнем возрасте сначала удушили, а затем сожгли. Когда его спросили, каково средство к блаженству, данное нам Богом, он ответил: "Христос!" А когда его далее спросили, каково второе и третье средство, то он ответил: "Христос, только Христос!" Тотчас, когда он сказал это, отвергнув таким образом спасение через добрые дела и церковь, он был приговорен к смерти. Однако его страдания были кратковременны и преданы забвению в блаженной радости и в присутствии его Господа, тогда как плоды его верного свидетельства остаются навечно.

Многие верующие избежали кровожадной ярости Иезавели через бегство. Среди таких был доктор Томас Вильсон, англичанин, позднее ставший секретарем королевы Елизаветы в Англии, и Джон Грайк, один из английских реформаторов. Большинство итальянских беглецов, среди которых было много людей знатного происхождения, высоких научных знаний, высокого ранга и больших владений, обратились на север, перешли через Альпы и осели отчасти в швейцарском кантоне Граубюндене, где евангелисты уже с 1526 года имели равные права с католиками. Здесь и везде, куда только они не приходили, создавались итальянские общины реформаторов, они были ревностны к добрым делам и верными свидетелями истины и спасительной благодати. Многие из них стали превосходными учителями, проповедниками и профессорами в больших городах Швейцарии, Германии и Англии. Так капуцин - генерал Бернард Охино трудился тогда в деле евангелизации в Женеве, Базеле, Аугсбурге, Страсбурге и Лондоне. Петр Мартир (Вермилио) стал профессором в Страсбургском, Оксфордском и Цюрихском университетах. Бывший епископ из Капо д"Истриа, Петр Павел Вергериус, который в качестве папского легата в Германии занимался Лютером и читал его сочинения, чтобы смочь опровергнуть его, но на этом пути познал истину, работал реформатором в Граубюндене, позднее стал профессором в Тюбингене. Бывший августинский монах Целий Секунд Курио уже с 26 лет трудился неустанно, как способный благословенный проповедник в Лозанне и Базеле. Благородный граф Галеаццо Караккиоли, племянник папы Павла Четвертого, твердость веры которого "ни слезы, ни проклятия его седого отца, который поспешил за ним в Женеву, ни обещания всевозможных благ со стороны папы-дяди, ни просьбы и слезы сердечно любимой жены и детей не смогли поколебать", был "до своей смерти (1586) своей благочестивой жизнью образцом, своей благословенной деятельностью - мощной поддержкой для итальянской общины в Женеве" (Куртц. Том 2, стр. 108).

Но - увы! Пока достойнейшие из сынов Италии вблизи и вдали благословенно трудились в деле Евангелия, их солнечное отечество через жестокость и хитрость священников вновь почти полностью попало в сети пагубного римского идолопоклонства.


Далее: Глава 2-22

Реформация во Франции. Начало Реформации во Франции. Французский двор. Дело в Мио. Новое учение в Меце. Первый мученик во Франции. Замученные за пределами Меца. Година плакатов. 21 января 1535 года. Дальнейшее развитие Реформации во Франции. Сенатор Анне Ду Бург. Франция под правлением Франца Второго и Карла Девятого. Варфоломеевская ночь в Париже. Исход дела Реформации во Франции. Вальденсы. Гонения в 1655 году. Истребление и распространение вальденсов после 1686 года.


Назад: Глава 2-20

Реформация во французской Швейцарии. Фарель в Париже. Его первое выступление. Фарель в Швейцарии. Фарель в Женеве. Фарель возвращается в Женеву. Публичный диспут. Реформация в Лозанне. Прибытие Кальвина в Женеву. Юность Кальвина. Кальвин - студент права. "Наставление в христианской вере". Кальвин в Женеве до его изгнания. Кальвин в Страсбурге. Кальвин снова в Женеве. Кальвин и Сервет. Труд Кальвина и его сочинения. Последние дни Кальвина.


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть), Германия
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz