Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


"Посаженный при потоках вод"


Глава 4. Поддержка для христианиа. Как узнать волю Бога?


Что поддерживает нас в христианском хождении?


Пока мы еще на земле, мы никогда не будем ходить согласно тому положению, в которое мы поставлены, если нас не возвышает нечто более высокое, чем это положение. Мы должны взирать с нашего пути ввысь, чтобы быть способными идти по нему. Один иудей, который жил в страхе Бога и ждал Мессию, был набожным и верным по закону, в то время как другой, мысли которого не выходили за рамки закона, отнюдь не соблюдал его.

Христианин, взоры которого направлены ввысь и сердце которого обрело славный покой в личности Христа, будет достойно ходить на земле. Но если его мысли, как христианина, не выходят за пределы обязанностей и обязательств земного пути, тогда ему будет недоставать благоразумия и необходимых побудительных мотивов, чтобы быть в состоянии ходить надлежащим образом. Такой христианин легко впадет в конформизм и в своем хождении вряд ли будет возвышаться над миром. Но, если его взор устремлен на небеса, то это сохранит как его сердце, так и его ноги на узком пути в согласии с Господом Иисусом. Тем самым Он прославляется и проявляется Его сущность в отношении мира.

Какими бы мы ни были, мы должны иметь воздействующую на нас цель, которая находится высоко над нами, чтобы мы могли ходить надлежащим образом. Это означает, что нам нужно постоянно жить в страхе Бога, во все время нашего странствия ходя в страхе и сознавая, что мы искуплены драгоценной кровью Христа.


Как я могу познать волю Бога?


Многие хотели бы обладать удобным средством, чтобы во всех вопросах, которые у них возникают на пути веры, без труда познавать волю Бога, подобно тому, как получают рецепт от врача. Но такого средства нет. Распознавание воли Бога всегда связано с духовным состоянием. Чаще всего мы имеем слишком высокое мнение о нашей собственной значимости и тогда обманываем самих себя, пытаясь узнать волю Бога с этой позиции. Богу ничего не нужно говорить относительно данного вопроса, потому что в испытываемых нами побуждениях с самого начала таится зло. В то время как мы ищем для себя чего-то большего, воля Бога в отношении нас состоит, возможно, в том, чтобы мы по-прежнему занимали скромное место.

Очень часто мы хотим также узнавать волю Бога в тех обстоятельствах, в которых Он не желает нас видеть. Если бы совесть действовала истинным и благотворным образом, это побудило бы нас немедленно оставить ложное положение. Наша собственная воля завела нас в это положение, и все же мы хотим наслаждаться утешением от руководства Бога на том пути, который мы выбрали сами.

Мы должны быть уверены, что нам не придется прилагать больших усилий, чтобы узнать волю Бога, если мы будем пребывать рядом с Ним. Дитя, которое имеет обыкновение прислушиваться к своему отцу и старается понять его мысли и волю, вряд ли попадет в обстоятельства, в которых ему будет трудно распознать, что нравится его отцу.

В течение долгой и деятельной жизни Бог в своей любви не всегда тотчас же являет нам Свою волю. Таким образом, Он хочет дать нам почувствовать нашу зависимость, особенно тогда, когда существует сильная склонность следовать собственной воле. Но принцип здесь тот же: "Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло" (Матф. 6,22).

Из этого следует: если мое тело не светло, то мое око не чисто. Возможно, вы скажете, что это слабое утешение! Я возражу: это сильное утешение для всех, чьим искренним желанием является иметь чистое око и ходить с Богом, но, разумеется, не для тех, кто не стремится узнать волю Бога.

Мы находим различные подтверждения этого в Слове Бога: "Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним" (Иоан. 11,9-10). В другой раз Господь говорит: "Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоан. 8,12). Это непреложный, духовный закон христианства. Также апостол Павел пишет колоссянам: "Посему и мы.. не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога". Взаимосвязь всего этого имеет для нас неизмеримое значение. Следует знать Господа достоверно и близко, чтобы быть в состоянии поступать достойным его личности образом. И только поступая таким образом, мы возрастаем в познании Бога (ср. также Фил. 1,9-10). Далее написано, что духовный человек "судит о всем", в то время как о нем никто не может судить (1 Кор. 2,15).

Следовательно, Бог хочет, чтобы мы были способны распознавать его волю в соответствии с нашим духовным состоянием. Отсюда следует, что надлежит держаться как можно ближе к Нему. Это не послужило бы доказательством доброты Бога в отношении нас, если бы Он позволил нам распознавать Его волю без этого. Нашему естеству, разумеется, вполне соответствовало бы иметь что-то вроде "руководителя для совести" во всех вопросах, но на этом пути мы не приобрели бы никакого опыта о нашем внутреннем состоянии и лишились бы указаний, наставлений и назиданий Бога. Поэтому, когда верующий пытается распознать волю Бога, не ходя в свете, то в действительности он тянется к злу. К сожалению, мы встречаемся с этим явлением почти ежедневно.

Почему один христианин пребывает в заботах и сомнениях всякого рода, в то время как другому, который духовнее своего брата, его тревога непонятна? Второй не замечает никакой трудности и в конце концов приходит к выводу, что причина должна находиться в духовном состоянии его брата. Не напрасно Петр говорит: "В ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза" (ср. 2 Петр. 1,5-9).

Христианин также может быть ведомым через "обстоятельства". Писание говорит об этом, но характеризует это как "обуздывание уздою и удилами". Бог желает вести верующего другим образом. Он взывает к нему: "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою". Кто держится близко к Богу, тот сможет понять Его замысел. Если мы не верны в этом, то Бог призывает нас не быть как конь или лошак, которые не могут воспринимать сообщения мыслей и желаний своего хозяина с разумением. Они нуждаются в том, чтобы Он обуздывал их уздой и удилами. Быть ведомым посредством обстоятельств лучше, чем спотыкаться и падать или отдаляться от Бога, своего вождя. Но мы были бы в плачевном состоянии, если бы Бог в своей доброте только таким образом приходил нам на помощь.

Однако следует различать, позволяем ли мы вести себя через обстоятельства или же спрашиваем себя в этих обстоятельствах, что мы должны делать. Тот, кого ведут через обстоятельства, поступает всегда слепо относительно познания воли Бога, потому что с таким руководством не связано никакое духовное упражнение. Его влечет за собой, так сказать, действующая извне сила.

Но случается так, что верующий, который ходит в зависимости от Бога, не знает заранее, что он должен делать. Он не знает, какие могут случаться обстоятельства и поэтому не может принять никакого решения. Но когда приходят эти обстоятельства, он судит о них с ясным и божественным убеждением в том, что при этом является волей Бога и намерением Духа. Разумеется, это требует в высшей степени духовного образа мыслей. Вместо того, чтобы позволять направлять себя обстоятельствами, верующий руководствуется в них Богом, держась близко к Нему, чтобы при наступлении соответствующих обстоятельств тотчас распознать, что он должен делать.

Часто говорят о полученных "впечатлениях". Безусловно истинно, что Бог может дать нам таковые и действительно иногда внушает нашему сознанию определенные вещи. Но в таком случае правильность и духовный характер соответствующего дела будут ясны для нас как полуденное солнце. При молении (потому как много и серьезно мы должны молиться!) Бог может устранить из наших сердец определенные плотские влияния и дать место духовным. Возможно, при этом Он напоминает нам о возможности какой-либо незамеченной обязанности, если то, чего мы желали достичь, полностью занимало нас. Впечатления, которые приходят от Бога, чаще всего ясны и определенны. Но и здесь действует правило: Бог дает его только тем, которые ходят вместе с Ним и прислушиваются к Его голосу.

Верующий никогда не должен действовать, пока он не узнает волю Бога. Однако, если мы все же действуем, то становимся игрушкой обстоятельств, хотя Бог в своей благодати может позволить, чтобы все кончилось на благо его чада. Но тогда зачем действовать, если мы не знаем Его воли? Ведь чаще всего нет необходимости действовать немедленно.

Когда я делаю что-то в твердом убеждении и уверенности, что поступаю по воле Бога, то на моем пути могут возникнуть препятствия, но они только испытание моей веры и не должны обескураживать меня на моем пути. Возможно, однако, эти обстоятельства мешают мне, потому что мне недостает необходимой веры. Так как если мы, ощущая наше ничтожество, ходим недостаточно близко к Богу, то нам будет недоставать веры, чтобы исполнить то, для распознания чего у нас было достаточно веры. С другой стороны, если мы следуем за нашей собственной волей или небрежны в нашем хождении, Бог может предупредить нас через какое-либо препятствие, которое, если мы обращаем на него должное внимание, побуждает нас к бездействию, "а неопытные идут вперед, и наказываются" (Пр. 22,3).

Также Бог может позволить сатане чинить нам препятствия, чтобы тем самым поставить нас в зависимость от Него. Если мы не бдительны и держимся далеко от Бога, сатана причинит нам зло. Но кроме того препятствие - это только испытание веры и должно служить для того, чтобы предостеречь нас от опасности или западни, которых мы не видим. Это средство в руке Бога, чтобы наставить нас или, быть может, обратить наше внимание на то, что возвеличивает нас в наших собственных глазах. Таким образом, это значит, что Бог позволяет сатане беспокоить нас и приводить плоть к внешним страданиям, чтобы предохранить внутреннего человека от зла. Одним словом, весь этот вопрос обусловлен духовным или нравственным.

Поэтому, когда возникает особенный вопрос, который мы на первый взгляд не знаем как решить, то мы очень часто обнаруживаем, что он вовсе не возник бы, если бы мы занимали правильную внутреннюю позицию и находились в хорошем духовном состоянии. Все, что мы должны сделать в таком случае, - это смириться относительно данного вопроса.

Часто выдвигаемое правило "делай то, что сделал бы Иисус в тех или иных обстоятельствах" ограничено тем, где и когда оно может быть применено. Разве мы часто оказываемся в тех обстоятельствах, в которых бывал Господь Иисус?

Иногда очень полезно спросить себя: откуда во мне возникает то или иное желание, потребность сделать что-то? Я обнаружил, что рассуждение об этом разрешило бы больше половины вопросов, которые ставят нас в затруднение. Две трети оставшихся вопросов - результат нашей поспешности или преждевременных неправильных решений. Когда мысль приходит от Бога, а не исходит от плоти, то нам следует (в отношении способа ее исполнения и соответствующих средств) обращаться только к Богу. В этом случае мы вскоре получим указания свыше. Но если мы позволим действовать нашим естественным желаниям и нашей собственной воле, то мы напрасно будем ждать ответа свыше. Мудрость Бога никогда не станет служанкой нашей воли. Это другой источник бесчисленных трудностей, которые Бог не стремится разрешить. В таких случаях Он в своей благодати наставляет нас в послушании и указывает нам, сколько времени мы потеряли из-за нашей своевольной деятельности, но Он может и не ответить на наши просьбы. "Господь... направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим" (Пс. 25,9).

Поэтому давайте никогда не будем забывать, что мудрость Бога направляет нас на пути Его воли, и когда действует наша собственная воля, то Бог не может быть с нами. Это существенный момент, на который мы должны обращать внимание. Это тайна жизни Христовой. Бог не может действовать по другому принципу, хотя Он может прощать нас, допуская, чтобы все кончилось к нашему благу. Он направляет нового человека, который не знает никакой другой воли, кроме прославления Христа, и Он умерщвляет ветхого человека. Он очищает нас, чтобы мы приносили больше плода. Господь сказал однажды: "Вот иду... Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой".

Неважно, в чем состоит эта воля. Задача, например, привратника, состоит в том, чтобы следить за дверью, и это все. Но, делая это, он исполняет волю своего господина. Мы должны в конце концов убедиться в том, что Бог делает в нас бесконечно больше, чем мы для Него. И то, что мы делаем для Него, всегда связано с вопросом: в какой мере Он, действующий в нас, одинок.


Буду руководить тебя, око мое над тобой


"Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою. Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе" (Пс. 32,8-9).


Наша собственная воля


Как часто мы, каждый из нас, уподобляемся коню или лошаку! А почему? Потому что наши сердца недостаточно обработаны, недостаточно глубоко вспаханы. Когда в каком-либо деле проявляется собственная воля, Господь поступает с нами как с каким-либо конем или лошаком, чтобы держать нас в узде. Если же сердце, напротив, всеми своими фибрами тянется к Нему и соединяется с Ним, то Он наставляет нас Своим "оком".

"Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием" (Лук. 11,34-36).

Пока око в каком-либо деле не чисто, то для свободного общения сердца с Богом существует помеха. Из этого следует, что мы просто не направляемся Богом, так как наша воля не подчинена Ему. Но, если сердце находится в надлежащем состоянии, так что все тело "светло", то мы быстро постигаем волю Бога. Все, что Он хочет внушить нам, Он внушает нас своим "оком" и пробуждает в нас быстрое разумение в страхе перед Ним. Это та часть верующих, в которых пребывает Святой Дух и которые не знают иной цели, как исполнение воли Бога и Его прославление.

Это было в совершенстве у Христа. "Вот [сказал Он] иду; в свитке книжном написано о Мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у Меня в сердце" (Пс. 40,7-8; Евр. 10,7). Когда мы имеем такой образ мыслей, сердце наслаждается радостью послушания, пусть даже обстоятельства пути горьки и болезненны. Эта радость глубока и постоянна, и Бог может направлять нас Своим оком.


Уверенность в том, что Бог руководит нами


Если у нас нет уверенности в том, что Бог руководит нами, мы должны попытаться добиться этой уверенности до того, как мы начнем какое-либо определенное служение. При этом мы должны исследовать в наших сердцах все, что могло бы стать помехой в нас на пути к достижению этой внутренней ясности. Так как, если я лишен уверенности в том, что Бог руководит мной, принимаюсь за какое-либо дело или отправляюсь по какому-либо пути и сталкиваюсь с трудностями, то мной овладеют слабость и уныние. Но, если я иду вперед с осознанием Его помыслов, почерпнутых из общения с Ним, то я преодолеваю все "силою Возлюбившего нас", что бы мне ни повстречалось на пути (Рим. 8,37). Сила веры сметает тогда на моем пути все преграды.

Господь следит за мной и не позволяет мне узнать Его волю и путь прежде, чем во мне будет действовать дух послушания. "Кто хочет творить волю Его, - сказал Господь однажды иудеям, - тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю" (Иоан. 7,17). Сердце должно быть готово к послушанию, как сердце Христа, когда Он сказал: "Вот, иду...". Тогда не будет недоставать уверенности. Апостол говорил колоссянам об исполнении "...познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном" (Кол. 1,9).

Тем самым мы имеем в виду то быстрое понимание воли Бога в страхе перед Господом, о котором мы говорили в начале. Это внутреннее "исполнение" человека проявится во внешних действиях, как только воля Бога ясно раскроется перед ним. Поэтому апостол Павел продолжает в том же послании и говорит: "Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога".

Таково благословенное положение верующего, который направляется "оком" Бога и при этом наслаждается глубокой радостью. "У Меня есть пища [сказал наш Господь своим ученикам], которой вы не знаете". И в чем состояла эта пища? "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Иоан. 4,32-34).


Наставление без познания, наставление с познанием


Господь наставляет нас и иногда следит за нами особым образом, чтобы мы не заблудились: через провидение Бога, соответственно, через обстоятельства. У нас есть всяческие основания быть благодарными Ему за это. Но не будем забывать, что мы "несмысленны", и поэтому Он вынужден обращаться с нами, как с конем или лошаком. "Если ваша воля подчинена моей, - как бы говорит Бог, - Я наставлю вас своим оком; если она не подчинена, Я должен обуздывать вас уздой и удилами". Не нужно говорить о том, что это две очень разные вещи.

Так пусть же все наши сердца возжелают познать и исполнять волю Бога! Тогда для нас речь пойдет не столько о том, что происходит с нами, а намного больше о том, чтобы исполнить эту волю, радостно осознавая, что Он наставляет нас своим "оком". Это достаточно для нас. Тогда в нашем духе не будет никакого обмана. Мы полностью будем зависимы от Него и осознаем, что мы несомненно сбились бы с пути, если бы Он не направлял нас.

Следовательно, есть наставление, связанное с нашим познанием, и наставление без этого познания. Первое - наша благословенная привилегия. Но и последнее часто становится необходимым для нашего уничижения.

У Христа все было в полном согласии с Богом. И что я вижу в Нем? Беспорочную жизнь, постоянное, непоколебимое проявление послушания. Он пошел в Вифанию как раз тогда, когда Он должен был идти туда, не обращая внимания на опасения своих учеников. Услышав о болезни Лазаря, Он еще два дня оставался в том месте, где Он находился. Его сущность, Его характер состояли в том, чтобы все исполнять и совершать для прославления Бога.

Но среди людей имеет место большое различие характеров. Одни - мягкие и тихие, в других преобладают твердость и определенность. Но во Христе мы не замечаем никакой односторонности. В Нем не было никакой неровности или подчеркнутое. Все было на своем месте. Он всегда был готов к послушанию и следованию божественной воле.

Божественная жизнь в нас, нуждающихся в наставлении, находится в сосуде, который следует держать внизу. Так, даже для апостолов запрет идти в Вифинию не был наставлением высшего рода, какие знал апостол (Д.ап. 16,7). Это было скорее наставление для коня или лошака, а не столько познание помыслов Бога, достигнутое в общении с Ним.


Наставление Духа


В приведенных стихах из Кол. 1 мы находим некоторые подробности о наставлении Духа. Вследствие своего общения с Богом, верующий рассматривается там как "исполненный познанием воли Его". Святой Дух приводит к этому познанию божественной воли, так что в данном случае нет никаких оснований просить об этом познании.

Если я о какой-либо вещи имею духовное разумение, то это не всегда является результатом моей молитвы об этом. Но, возможно, этому предшествовали многочисленные молитвы, и они принесли мне это особенное познание. Мы часто оказываемся вынуждены относительно какого-либо дела просить о наставлении, потому что мы не находимся в общении с Богом. Может случиться, что сегодня меня искренне беспокоит какой-то вопрос, который прежде - в лучшем духовном состоянии - не вызывал бы у меня никаких сомнений.

Когда Бог хочет использовать нас в служении Ему и мы отреклись от себя самих, чтобы наша воля не главенствовала, Бог иногда внушает нам пойти в то или иное место. Тогда сам Бог направляет нас. Но это предполагает хождение с Ним, а также добросовестность и прилежание, - хождение, при котором собственное "я" считается мертвым. Когда мы ходим перед Богом в смирении, мы осознаем Его наставление.

Рассмотрим один пример. Я нахожусь в определенном месте. Тут кто-то подходит ко мне и говорит: "Пожалуйста, идите лучше туда-то". Если я теперь прошу о наставлении свыше, то это как раз доказательство того, что я не располагаю познанием помыслов Бога. Иначе я не находился бы в неведении относительно того, что должен сделать.

Возможно, есть побудительные мотивы, которые понуждают меня идти в том или другом направлении и затуманивают мое духовное суждение. Как бы то ни было, я во всяком случае не нахожусь под руководством "ока" Бога. Когда однажды ученики сказали Господу: "Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?", Он ответил: "Не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним" (Иоан. 11,8-10).

Смысл этих слов Господа очень прост. Если я иду куда-то ночью, я должен обращать внимание на лежащие на дороге камни, чтобы не споткнуться о них и не упасть. Если же я хожу днем, то в этом нет необходимости. Я хожу по свету и, само собой разумеется, избегаю столкновений. Так однажды также Павел просил за филиппийцев, чтобы их любовь все более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы они могли определять, что предпочтительнее, чтобы быть чистыми и непреткновенными в день Христов, ни разу не споткнувшись на пути к цели.

Многие рассматривают провидение Бога как наставника. Провидение может следить за нами, но оно никогда не наставляет нас в собственном смысле этого слова. Оно направляет все обстоятельства. Когда я хочу поехать куда-нибудь, чтобы исполнить там служение, и на вокзале вижу, что поезд уже ушел, значит Бог таким образом сложил для меня обстоятельства. Я могу быть благодарен Ему за это, но я не могу сказать, что Бог руководил мной. Так как, если бы поезд не ушел, то я сел бы в него. Я желал поехать. Узнать о руководстве через провидение Бога - это безусловно благодать. Но это наставление не Духом Бога, не наставление "оком", но, скорее, направление "удилами" Бога. Ибо хотя провидение Бога следит за нами и направляет все обстоятельства для нашей пользы и нашего поучения, оно, однако, по своей сути не является наставником.


Далее: ГЛАВА 5. Духовный рост


Назад: ГЛАВА 3. На пути веры


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть), Германия
© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz