Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Кристиан Брим. "Там Я посреди них"

I. ЦЕРКОВЬ БОГА ЖИВОГО


Глава 1. Домостроительство


В этой первой части, предлагаемой мною книги, я хотел бы, с помощью Божией, насколько возможно последовательно и полно осветить характер, происхождение и назначение истинной Церкви. Затем на этом основании строится вторая, более практическая часть. При этом, в качестве заглавия первой части я использовал место из 1 послания к Тимофею, 3 гл. 15 стих. В этом стихе апостол Павел указывает на причину написания этого послания: "... чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины".

Это, действительно, поразительная мысль: живой Бог имеет на этой земле жилище, дом, в котором Он живёт! И этот дом, - Церковь Бога живого, и сегодня представляет из себя столп и утверждение истины. Нигде на земле нельзя найти истину, кроме как только здесь. Вы не найдёте истину, кроме как только здесь. Вы не найдёте истину ни в исламе, ни в буддизме, вы найдёте её только в Церкви, в истинном христианстве. Истинная Церковь не есть сама Истина, Христос есть Истина, Слово Божие есть Истина, - но она есть опора Истины, она сохраняет её в этом мире.

Конечно, в наши дни существует большая путаница в отношении этой темы, которой мы хотим заняться, вследствие недостатка понимания того, что представляет из себя истинная Церковь.

Мы слышим сегодня о многих церквях, обществах и наименованиях. Какое из них правильное? Ответ нужно искать не во мнениях отдельных людей. Лишь само Слово Божие может дать нам ответ. Только Слово Божие может быть тем авторитетом, на который мы можем опереться. При этом, мы должны принципиально отвергнуть как негодные, часто звучащие в последнее время, мысли о дальнейшем развитии Истины по сравнению со сказанным в Священном Писании. Такое "развитие" есть ничто иное, как примесь человеческих мыслей, выдумок и воображений к святым Божиим истинам. Истина, которая только еще должна развиваться, не могла бы быть истиной от начала. И для нас не было бы ничего надежного, на что мы могли бы опереться. Нет! Бог в Слове Своем открыл нам Свою святую волю, и наша мудрость и уверенность наша основаны на том, что мы покоряемся Его Слову и пребываем в том, что мы слышали от начала (1 Иоан. 2,24).

В этом Слове мы находим только одну Церковь, единую во всех странах. Церковь Бога живого является единственной Церковью, которую признает Бог и к которой принадлежит каждый верующий во Христа.


Что значит "Церковь"?


Церковь есть Собрание. Кто-то из моих читателей может спросить, почему я употребляю выражение "собрание", а не "церковь" или община. Слово "собрание" кажется мне самым лучшим переводом греческого слова ekklesia (экклезия). Это слово состоит из греческого предлога "ек", что означает "из" и глагола "kaleo", что значит "вызывать", так что ekklesia буквально означает "вызванные".

Слово ekklesia в начале означало у греков большое количество людей, которые созывались для обсуждения общественных дел. В Деян. в 19 гл. мы находим два интересных примера такого употребления этого слова: "А если вы ищете чего-нибудь другого, - говорит блюститель порядка, - то это будет решено в законном СОБРАНИИ" ст. 39. И далее в ст. 40: "Сказав это, он распустил СОБРАНИЕ". В Септуагинте (греческий перевод Ветхого Завета), и, к примеру, в Деян. 7 гл. ст. 38 словом "собрание" называется Израиль: "Это тот (Моисей), который был в СОБРАНИИ в пустыне с Ангелом... и с отцами нашими". И все-таки в большинстве мест Нового Завета словом "Собрание" (в русском переводе - "Церковь") изображаются верующие христиане, которые "вызванные" из мира и, согласно плану и воле Божией, "собраны" вокруг Христа.

Это собрание вокруг одной Личности не отражено так в двух других словах: "Церковь" и "община". Но, Духу Святому было, очевидно, угодно указать на это, когда Он использовал слово экклезия. Слово "церковь" заимствовано из греческого языка kyriake, что в раннехристианский период означало "день Господень", "воскресение". Таким образом, это слово кажется не вполне подходящим для обозначения собрания, общности детей Божиих. (Возможно, в русском переводе слово "Церковь" означает нечто другое, чем "Kirche"? - переводчик).

Таким образом, ми находим в Новом Завете тройное употребление слова экклезия. Оно обозначает:

1. общее собрание;

2. собрание ветхозаветного Израиля;

3. Церковь (собрание) Бога живого (напр. 1 Кор. 10,32). Чаще всего оно употребляется именно в этом смысле*.

* Ввиду того, что в русском переводе новозаветный народ Божий назван "Церковь", а не "Собрание", в дальнешем мы будем при переводе слова "Versammlung" употреблять слово "Церковь" (примечание переводчика).


Что НЕ является "Церковью"?


Существует нередко повторяющаяся и все же ошибочная мысль, что Новозаветная Церковь является продолжением Ветхозаветного Израиля, своего рода духовным Израилем, и что действия Божьи как в Ветхом, так и в Новом Завете - в принципе одни и те же. Часто думают, что то, что мы находим в Ветхом Завете относительно иудейства, соответствует в настоящее время Божиим требованиям и в отношении христианства. Для многих Церковь - это просто общность всех верующих всех времен.

Для правильного понимания нашей темы весьма важно вполне уяснить себе значительную разницу, даже контраст между действиями и путями Божьими в Ветхом Завете и тем, что Он совершает сегодня к прославлению Своего Сына, а также понять, что Израиль - это не Церковь и Церковь - это не Израиль.


То, что было истиной уже и в Ветхом Завете


Прежде, чем мы обратимся к рассмотрению различий путей Божиих в Ветхом и Новом Заветах, мы обратим внимание на то, что всегда существовали истины, сохраняющие свое непреходящее значение. Так, например, Бог всегда был и всегда есть единый, истинный Бог. И всегда были люди, которые, по милости Его, верили в Него, доверяли Его Слову и которых Он любил. То, что Бог совершал уже в Ветхом Завете, Он совершал Духом Святым.

И сегодня дело обстоит не иначе. Также и в отношении нравственных принципов Божьего правления, т.е. Его действий по отношению к Сынам человеческим, составляющим важную часть Ветхого Завета: они были и остаются теми же самыми. Так, например, жизнь патриархов и ветхозаветных верующих, которую они вели перед лицом Божиим, представляет из себя важное поучение для нашего практического поведения. В одной из древнейших книг Библии, в книге Иова, мы находим утешительное, не утратившее и сегодня своего значения выражение, касающееся действий Божиих по отношению к верным: "Он не отвращает очей Своих от праведников" (36,7). Уже в Ветхом Завете Бог даровал драгоценные обетования, на которых всегда основывалась верная Богу душа, и Новый Завет содержит великое множество драгоценных обетований, хотя характер их может быть и другим.


Семь периодов


В различные времена в действиях Божиих, по отношению к людям, были все-таки достойные нашего внимания различия, и в Священном Писании мы различаем сеть периодов или эпох. Эти периоды следовали один за другим, отличаясь друг от друга, и никогда не повторялись.

Первый период - это период невинности, когда первая человеческая чета наслаждалась благословениями земного рая Божьего, Едемского сада, не имея сознания добра и зла. Мы можем предполагать, что этот период длился недолго, внезапно окончившись через грехопадение. И уже эту первую эпоху Бог должен был завершить судом: "И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт. 3,24).

Второй период - это период совести. Он простирается от Адама после его падения до Ноя и охватывает, по библейскому летоисчислению, промежуток времени примерно в 1656 лет. Еще не было установленных Богом правил в отношениях людей друг с другом и даже их отношение с Ним еще не было урегулировано. Но, через грехопадение, человек - по предведению Божию - получил совесть, т.е. сознание того, что добро и что зло, и стал, по выражению Бога, "как один из Нас, зная добро и зло" (Быт. 3,22). Наряду с откровениями Божьими, которые содержались в Его творениях и Его действиях по отношению к первым людям, совесть длительное время должна была быть особым мерилом поведения и состояния людей. Но и эта эпоха заканчивается судом Божиим: Он навел потоп на мир нечестивых (Быт. 7,11-23; 2 Пет. 2,5).

Третий период - это период власти, который характерен тем, что Бог дал человеку (Ною) меч, чтобы поддерживать на земле порядок (Быт. 9,3-7). Он охватывает период времени от Ноя до Авраама, т.е. примерно 452 года. Чтобы ограничить человеческий произвол, Бог в определенном смысле влагает в руки человека управление, которым до этого владел лишь Он, и заповедует: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9,6). И этот период заканчивается судом Божиим. Он смешал, бывший до того единым, язык людей при постройке Вавилонской башни (Быт. 11,5-9).

В четвертом периоде, который охватывает время от Авраама до Моисея, основным Божиим принципом является обетование. Бог вывел Авраама из Ура Халдейского в страну Ханаанскую и даровал ему обетование - произвести от него великий народ. "Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12,2-3). Позже Бог Аврааму обещал сына, которого он и получил, будучи столетним (Рим. 4,19-21) и который был чудесным прообразом Христа. Во свете обетований Божиих прошли 505 лет, пока и здесь не наступил суд, и потомки Израиля подпали под жестокую пяту Египетского фараона (Исх. 1,8-16).

Пятый период - это период Закона. Он охватывает промежуток времени от Моисея до Христа - примерно 1420 лет. Эта эпоха занимает очень важное место в учении Ветхого Завета и имеет огромное значение. Закон, данный земному народу Божьему, Израилю, распространял яркий свет познания планов Божиих и Его сущности и содержал в себе чудесные прообразы Христа и дела Его (вспомним предписанное в Законе о жертвах и о постройке скинии). С другой стороны, правда, он представлял из себя иго, которое, как говорит Петр, "не могли понести ни отцы наши, ни мы". (Деян. 15,10). Закон был детоводителем ко Христу (Гал. 3,24). Сам Христос - о величие благодати Божией! - "подчинился Закону". (Гал. 4,4). Незадолго до конца и этого периода народ Израильский также постиг суд: десять колен Бог отвел в ассирийское царство (4 Цар. 25,1-11) - суд, продолжающийся до сегодняшнего дня. Наконец, в 70 г. от рождения Христа Бог через разрушение Иерусалима совершил суд над иудейской системой.

Настоящее время, в которое живем мы, является шестым периодом, периодом благодати. Этот период начался в день Пятидесятницы (Деян. 2) и окончится вознесением Церкви (1 Фес. 4,15-17). Этот период, с точки зрения Священной истории, является самым важным и возвышенным в путях Божиих в отношении людей. Это период Церкви на земле. Это время, когда Бог призывает грешников из мира, чтобы привести их в чудный свет. Однако, и это время христианского исповедания закончится судом. Господь истребит антихриста явлением пришествия Своего, и Бог совершит суд над безжизненным номинальным христианством, после того, как Он пошлет им действие заблуждения, "так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Фес. 2,7-12).

Седьмой и последней эпохой будет Тысячелетнее Царство, которое начнется явлением Господа в силе и славе (Отк. 11,15-18) и закончится великим белым престолом (Отк. 20,10-15), где будут судимы все мертвые, которые не приняли Христа верою, и навеки брошены в озеро огненное.


Испытание человека


При рассмотрении всех этих семи периодов, нам, несомненно, бросилось в глаза, что каждый из них заканчивается судом. Чем можно это объяснить? Что является основанием для таких серьезных действий Божиих? Или Он получает удовольствие от суда? О нет, Он медлен на гнев и велик в благости и милосердии. Ответ нужно искать в другом: пути Божьи по отношению к человеку в различные эпохи характеризуются тем, что Бог делает человека ответственным. Он, если можно так выразиться, изменяя условия, испытывает его. Он ищет нечто доброе в том, кого Он создал "весьма хорошо" (Быт. 1,31).

Человек, наслаждающийся раем и пребывающий в состоянии невинности, делается ответственным за то, чтобы не вкушать от дерева познания добра и зла (Быт. 2 16-17). Но он не послушался, не поверил Богу, а поверил змею и впал в грех (Быт. 3,6).

Во время, когда управляла лишь одна совесть и человек был ответственен за то, чтобы "делать добро" (Быт. 4,3.7), совершилось первое братоубийство. Бог должен был увидеть, что "велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт. 6,5).

Когда Бог в период власти доверил Ною меч, он оказался несостоятельным: Ной не смог управлять даже самим собой (Быт. 9,21). Именно в этот период случилось то, что люди в своем высокомерии возмутились против Бога и захотели построить город с башней, вершина которой должна достигнуть неба, чтобы сделать себе имя (Быт. 11,4).

После того, как Бог в лице Авраама избрал себе народ, он дал ему через Моисея Закон, сделав весь народ ответственным за то, чтобы слушаться гласа Его и соблюдать Завет Его (Исх. 19,5). Он поставил этот народ в особое положение и через различные ритуалы предписания и служение отделил Его для Себя: Своим святым законом он поставил этот народ в определенные рамки, хотя в большинстве своем они были нисколько не лучше язычников, и отделил их от них так, что для иудея было грехом общаться с язычником. Напомним здесь только о том, сколько усилий нужно было употребить Господу, чтобы приготовить Петра идти в Кесарию к Корнилию, языческому сотнику (Деян. 10).

Но народ Израильский нарушил закон, едва лишь он был дан, и стал грешить перед Господом, Богом своим (4 Цар. 17,7-20). Он отвратился от Бога к идолам, показав тем самым всему миру, что даже если какой-то народ поставлен в привилегированное положение и великая Божия премудрость дана ему в руководство, результатом является лишь растущая вражда человека против Самого Бога.

Венцом всех испытаний человека со стороны Бога было то, что Он послал Своего возлюбленного Сына в этот мир греха и смерти. В Ев. от Марка в 12 гл. 6 ст. мы читаем трогательные слова: "Имея же еще одного Сына, любезного Ему, напоследок послал и Его к ним". И Господь Иисус был здесь, на этой земле греха и смерти, олицетворяя Собою совершенство благодати и любви Божией. "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил." (Иоан. 1,18).

Но пришествие Христа обнаружило ужасную истину: человек не только испорчен и следует своей собственной воле, но он является врагом Божиим и ненавидит совершенную благость Божию в Нем - Человеке с неба. Как трогательны, как серьезны слова Господа: "Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего" (Иоан. 15,24). Через отвержение Христа выявилась полная несостоятельность человека, подвергнутого испытанию. Он не только любит грех, но ненавидит любовь Божию!

Был ли Бог обескуражен развитием событий? Смутило ли Его все это? О нет! Так как делом Своего возлюбленного Сына, на кресте Голгофы, Он был особым образом прославлен, Бог предлагает теперь людям Свою безграничную милость. Иудеи, распяв Христа, своего Мессию, утратили принадлежавшее им место и были рассеяны между народами земли. Но, отстранив народ Израильский, Бог открыл путь язычникам, чтобы они могли выйти из тьмы в Его чудный свет. Почти 2000 лет назад началась эпоха благодати. Крест и воскресение Христа являются поворотным пунктом в путях Божиих в отношении земли. Бог, на основании совершенного Христом дела искупления, больше не ищет и не требует от человека чего-либо, но Он Сам дает (Иоан. 3,16-18; 4,10).

Со времени креста Бог больше не испытывает человека. Ибо высшее проявление любви Божией было также и высшим проявлением человеческого зла. Яснее человек не мог показать, что он из себя представляет, чем он показал это на кресте. Какая нужда Богу еще дальше испытывать его? То, что человек во время благодати (и особенно в это время) ответственен за свои дела, не вызывает никакого сомнения. Также очевидно, соответствует ли он этой ответственности, согласно воле Божией или нет: христианство также испорчено, как раньше иудейство, и Христос извергнет из уст Своих эту безжизненную систему, носящую Его Имя (Отк. 3,16).

Но мы все-таки, желая довести до конца эту мысль (испытание человека в различные эпохи), забежали далеко вперед. Теперь мы оставим эту линию ответственности и снова обратимся к тому, что созидает Бог в это время на почве несостоятельности человека во славу Своего Сына. При этом, я должен еще раз обратиться к значению креста, в связи с путями Божьими по отношению к земле.


Крест Христа в двойном значении


"А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем" (Еф. 2,13-16).

В этом отрывке крест Христа представлен нам под особым углом зрения. То, что крест является основанием личного спасения и мира души с Богом, всеми истинными христианами более или менее понимается и ценится, иначе они не были бы истинными христианами. Возможно различие в степени понимания ценности крови Христовой, но принципиальное значение того, что совершил Христос лично для каждого грешника, признается всеми христианами.

Значение же креста Христова относительно путей Божиих понимается немногими. До этого Бог занимался только Своим земным народом. Все благословения были связаны с народом Израильским (Рим. 9,4-5). Язычники же (если говорить в общем) оставались как бы вне того, что делал Бог. Они были в стороне, как будто их существование было не от Бога. Так велико было их падение, что еще Господь Иисус во время Своего пребывания на земле заповедал Своим ученикам не ходить на путь к язычникам (Мат. 10,5). Он Сам был послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мат. 15,24), и туда Он посылал их. Это не было недостатком любви или обесцениванием веры, которую Он Сам нашел в одном языческом сотнике (Мат. 8,10), но ведь еще существовал закон, который здесь назван "стоявшей посреди преградой".

Бог в Еф. 2 гл. обращается к верующим из язычников. Как изображает он их в стихах 12 и 13! Они "были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире". Это только милость Божия, что они, что мы, бывшие "далеко", теперь через кровь Христа стали близки.

Но Бог не только далеких сделал близкими, так что они в Духе имеют доступ к Нему, но мы находим также, что Христос на основании Своего креста творит нечто новое (ст. 15): Он из иудеев и язычников образовывает небесный народ, из, некогда живших во вражде людей, Он создает нового человека. Но, обратим внимание на то, что верующие из язычников не были подняты до положения Израиля, т.е. они не стали иудеями. О, уже это было бы весьма великое дело, если бы нас, не имевших ни обетований, ни отцов, ни надежды, Он поднял бы до положения иудейского народа. Но Христос делает нечто гораздо более возвышенное: Из иудея и язычника Он создает одного нового человека, где нет ни иудея, ни язычника (Гал. 3,28), нового человека, который здесь, на земле, является прообразом Его Самого.

Закон Заповедей теперь упразднен, и иудеи и язычники, бывшие до того времени врагами друг другу, теперь в одном теле примирены с Богом посредством креста. Крест совершенно устраняет как вражду между ими обоими, так и Богом. Настолько основательно упразднена эта вражда, что теперь верующие из иудеев и язычников составляют одно тело, один живой организм. Слава нашему Грсподу Иисусу Христу, слава Богу и Отцу нашему за эту чудную действительность! Теперь уже нет иудеев и язычников (поскольку речь идет о верующих периода благодати), но только Церковь Божия (1 Кор. 10,32). Эта Церковь является небесным организмом, который соединен со своей прославленной Главою, со Христом, в небесах. Она "есть Тело Его" (Еф. 1,23). И это выражение "Тело Его" говорит не только о единстве, но о единосущности, как членов между собой, так и о единосущности Христа и его членов.

Об этой чудной истине мы более подробно поговорим в следующей главе, а сейчас я ограничусь замечанием, что Бог в Новом Завете представляет нам Церковь в четырех образах: кроме Тела Христова она показана нам как дом Божий, как Светильник и, наконец, как Невеста Христа. Об этом - в следующей главе.


Тайна


Когда в Новом Завете речь идет о тайне, это не означает чего-то мистического или трудно постижимого. Скорее, под словом "тайна" имеется в виду истина, которая не была открыта в Ветхом Завете. Истина, которая могла быть возвещена только через откровение со стороны Бога и затем, после того как она была открыта, она могла быть постигнута только верою со стороны человека. Верующим даровано преимущество знать "тайны" Нового Завета и понимать их. Так что это не скрытые, но открытые тайны. "Вам дано, - говорит Господь Иисус Своим ученикам в Ев. от Мат. 13 гл. - знать тайны Царствия Небесного, а им (неверующим) не дано" (ст. 11). В пророчествах Ветхого Завета содержится много драгоценных истин, но они не названы тайнами. Видимо, будет весьма полезным привести здесь важнейшие тайны, открытые в Новом Завете:

1. тайна благочестия (1 Тим. 3,16);

2. тайна веры (1 Тим. 3,9);

3. тайна единосущности Христа и Церкви (Еф. 5,32);

4. тайна Христова, тайна единосущности верующих из иудеев и язычников (Еф. 3,4-6);

5. тайна изменения верующих в пришествие Христово (1 Кор. 15,51);

6. тайна возвращения Израиля к Господу (Рим. 11,25);

7. тайна благовествования (Еф. 6,19);

8. тайна Царствия Божьего (Map. 4,11; Мат. 13,11; Лук. 8,10);

9. тайна семи звезд и золотых светильников (Отк. 1,20);

10. тайна беззакония (2 Фесе. 2,7);

11. тайна Вавилона, блудницы (Отк. 17,5);

12. тайна соединения всего под главою Христом (Еф. 1,9-10).

Истина о Христе и Церкви является тайной: намерение Божие в отношении Христа и Церкви не было открыто в Ветхом Завете. Бог имел его от вечности в своем сердце, но оно было сокрыто (Еф. 3,5. 9; Рим. 14,24-26; Кол. 1,26). Эта "тайна Христова" не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как говорит об этом ап. Павел в послании к Ефесянам 3 гл. 5 ст., добавляя при этом: "как ныне открыта Святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым". Такая последовательность: "Апостолы и пророки" (Апостолы названы перед пророками) делает ясным, что речь здесь идет не о пророках Ветхого Завета, но о Апостолах и пророках Нового Завета, чье учение, изложенное в Священном Писании, образует основание Церкви, в котором Иисус Христос является краеугольным камнем. (Еф. 2,20). Примечательно, что Апостол в противоположность тому, что было возвещено прежде, говорит здесь о том, что открыто "ныне". И что делает этот вопрос еще более ясным: откровение "домостроительства тайны" было доверено исключительно Павлу. Лишь в его посланиях мы находим развитие мыслей, сокрытых некогда в сердце Божием.

Таким образом, нам не нужно в Ветхом Завете искать истину о Церкви Божией. Если же мы все-таки делаем это, мы придем к неверным выводам и никогда не поймем истинной сущности Церкви. Ни один из праведников Ветхого Завета - ни Авраам, ни Моисей, ни Давид, ни Исайя ничего не знал о Церкви Бога живого, никто из них ничего не говорил о ней, даже намеками. К сожалению, многие искренние дети Божий не понимают этого. Без особых трудностей они находят в Ветхом Завете то, что они считают Церковью, но они ошибаются! Они постоянно смешивают новозаветные истины с ветхозаветными, христианское домостроительство с иудейским домостроительством, и рано или поздно впадают в какие-нибудь заблуждения, как, например, что будто бы маслина в Рим. 11 гл. является прообразом истинной Церкви и что дети Божий могут быть "отсечены" и таким образом, погибнут. Поэтому понимание различил в домостроительствах так важно. Конечно, совершенно другое дело, когда, глядя назад, мы во свете Нового Завета видим в Ветхом Завете прообразы истины о Церкви, когда мы, например, думаем о жене Иосифа, о жене Моисея, о скинии, об остатке Израиля во времена Ездры и Неемии и т.п.

Даже когда Господь Иисус был на земле, Церкви Божией еще не существовало, и Он в то время ее еще не создавал. Впервые в Новом Завете Церковь упоминается в Ев. от Мат. 16 гл. 18 ст. Здесь о создании этой Церкви говорится в будущем времени. "На сем камне,- говорит Господь Иисус,- Я создам Церковь Мою". Он дал Симону новое имя - Петр, что значит: "камень", и дал понять, что на этой Личности, о Которой говорил Петр, на этой "скале" (греч. petra) Он создаст Свою Церковь. Второе и последнее упоминание о Церкви мы находим в Мат. 18,17. Но и это место, очевидно, говорит о будущем. Ведь Сам Господь Иисус еще был на земле, так что все дела и проблемы между братьями могли быть приносимы непосредственно Ему.


Знаменательный день рождения


Вторая глава Деяний Апостолов описывает нам знаменательный день рождения: день рождения Церкви Божией. Мы видим там группу верных последователей Господа, которые непосредственно были с Ним. Они стали как бы ядром Церкви в день ее основания. Все они были, сошедшим на них Духом Святым, крещены в одно Тело (1 Кор. 12,13) и, таким образом, внутренне соединены с прославленным Господом на небесах. Отныне, они существовали не только как отдельные личности, но как один организм, как Тело Христово. Порознь же они были члены друг другу. При этом мы видим проявление поразительного единства и единодушия в их практическом поведении, которое стало возможным благодаря живущему в них Святому Духу. Так, во 2-ой гл. ст. 42-44 мы читаем:

"И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось чрез Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее". А в главе 4, ст. 32-33, мы читаем замечательное место: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их".

Такова Церковь Христова: живое объединение, состоящее из истинно верующих, крещеных Духом Святым в одно Тело, соединенное там, в небесах, с Господом, как с Главою Тела так и друг с другом. Таким образом, Церковь Священного Писания - это не материальное здание; ибо Бог "не в рукотворенных храмах живет" (Деян. 17,24). Это, скорее, живой организм, духовный дом, состоящий из живых камней (1 Пет. 2,5). Но этим вопросом мы еще займемся подробнее.

Когда Господь Иисус был крещен Духом Святым (обратим внимание, что Он был первым и единственным человеком, который получил Духа Святого прежде, чем было совершено дело искупления, потому что Он был безгрешный Святый Божий и не нуждался в искуплении), Дух Святой сошел на Него в виде голубя (Мат. 3,16). Здесь же, когда верующие получили Духа Святого, Он явился им в виде разделяющихся языков "как бы огненных", почивших по одному на каждом из них. "И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать". Эти разделяющиеся языки "как бы огненные" говорят о Слове Свидетельства Божьего в силе. Но это свидетельство не должно было быть ограничено лишь иудеями. И язычники должны были услышать о "великих делах Божиих" (Деян. 2,11). Здесь мы видим, как действием Духа Святого языковые барьеры, которые воздвиг Бог со времени Вавилона для ограничения высокомерия людей, на некоторое время были преодолены, как знак того, что теперь Евангелие благодати Божией должно достигнуть и дальних.

Таким образом, это был день рождения Церкви. С этого дня, Пятидесятницы, Бог - Дух Святой, как Личность, пребывает на этой земле, чтобы руководить Церковью, и Деяния Апостолов показывают действия Его в Церкви. Он употребляет самые разные орудия. Но, исследуя единственную в своем роде историю Церкви, мы находим, что, где только действовал Дух Святой, Он всегда вел к единству и образовывал одну Церковь Божию. Была очевидна сила, и именно не человеческая, но Божия сила.

Церковь была местом проявления этой силы. В Деян. 4 гл. мы видим как бы первый молитвенный час Церкви: "И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить Слово Твое, тогда как Ты простираешь руку твою на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением" (Деян. 4,29-31).

О, что это было за событие! Одна Церковь, одно сердце, одна цель: прославление Иисуса! Дух Святой мог беспрепятственно действовать. Конечно, хотелось бы вздыхать, сравнивая настоящее состояние христианства с теми счастливыми днями начала Церкви!


Присутствие Духа Святого


Таким явным, было присутствие Духа Святого на этой земле, что Петр мог сказать Анании: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?" (Деян. 5,3). В 10-й главе, ст. 19 мы читаем, что Дух Святой сказал Петру: "Вот три человека ищут тебя". И, после обращения язычников и излияния дара Духа Святого на них, Петр говорит в 11-й гл. ст. 12: "Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь". В 13-й гл. Дух Святой осуществляет тоже Божественное руководство в Антиохийской Церкви: "Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому я призвал их". И далее, в 4-м стихе, мы читаем: "Сии, бывшие посланы Духом Святым, пришли в Селевкию..." Когда в Иерусалимской церкви решался вопрос огромной важности, мы снова ясно видим присутствие Духа Святого: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого..." (Деян. 15,28). Апостолы в своем служении были руководимы этой Божественной Личностью. "Прошедши через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать Слово в Асии... они предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их" (Деян. 16,6-7).

Таким образом, в Деяниях Апостолов везде мы видим непосредственное руководство Духа Святого Церковью. Печальная перемена в этом отношении предсказана нам в 20 гл. ст. 28-30. Сам Апостол Павел не послушался однажды голоса Духа (гл. 21,4-5), хотя им руководило в высшей степени благородное чувство - любовь к своим братьям по плоти (Рим. 9,1-3). Но, несостоятельность не меняет истины Божией. Христос прославлен в небесах, Дух Святой послан на землю, и Он живет в Церкви. О, каким несостоятельным оказалось христианство в отношении осознания и осуществления на практике Божественного присутствия и руководства Духа Святого!

Вспомним еще раз, что означает экклезия. Это общество "вызванных" из этого мира. Иаков в Деян. 15,13-14 говорит: "Мужи братия! послушайте меня: Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во Имя Свое". Вот что означает Церковь: народ, составленный непосредственным действием Духа Святого во Имя Его из всех народов. О, если бы Церковь всегда помнила это и сохраняла свой небесный характер. Собранные в горнице, отделенные от религиозного мира, распявшего их Спасителя, единодушно пребывающие в молитве - не являются ли они для нас символом того, Богом указанного положения, которое и сегодня должны мы занимать?


"Господь же прилагал..."


В те дни сила и святость были характерными чертами ранней Церкви, и мы читаем в Деян. 5,13: "Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их". Неверующие ощущали, что у них не было того, что было у возрожденных: Духа Святого. Те, которые действительно были спасены, присоединялись к Господу, а не к людям или какой-либо церковной организации (гл. 5,14). Невозможно себя самого присоединить к истинной Церкви. Нигде не читаем мы, что люди присоединялись к какому-либо обществу или даже к Церкви Божией. Напротив, мы читаем в Деян. 2,47 знаменательные слова: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви".

Каким утешением является в наши дни упадка и неустройства, тот факт, что истинно обращенный принадлежит к "Церкви первенцев" (Евр. 12,23)! Это единая Церковь, к которой, по Слову Божьему, можно принадлежать. Единственная принадлежность, которую знает Писание - это членство в Теле Христовом.

Церковь - это Церковь Божия. Она принадлежит Ему, ибо Он приобрел ее Себе кровию Своего собственного Сына (Деян. 20,28). Мы не можем вполне постигнуть, чем является Церковь в очах Божиих, пока мы не осознаем, что Он создал Церковь для вечной славы Своей во Христе Иисусе: "Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь" (Еф. 3,21).


Божий план в настоящее время


Божьи намерения, в отношении Церкви, имеют отношение не только к грядущей вечности, но и к настоящему времени. Слово "ныне" в Еф. 3,10 говорит именно об этом: "Дабы ныне соделалась известной чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия".

Церковь является как бы в высшей степени интересным учебником для Ангелов. По плану Божьему, Церковь призвана к тому, чтобы через нее Ангелы Божьи на небесах познали Его многоразличную премудрость. Только в Церкви, и нигде больше, могут они изучить этот новый вид премудрости Божией.

Ангелы были свидетелями при сотворении земли, восклицали от радости при ее основании (Иов. 38,7). Они видели пути Божьи в отношении людей и, в частности, Израиля: они могли видеть славу Божию, и в то же время, - несостоятельность человека. Теперь же Бог хотел преподать небожителям совершенно новый вид премудрости: единородный Сын Божий, Слово, - стал плотью, и, сойдя в долину унижения, прославил Бога на том месте, где более всего бесчестилось Имя Его. Но, вследствие Своего воскресения и вознесения одесную Бога, Он (как человек) не должен был долго оставаться один, но получил, как Глава в небесах, новое и соответствующее Ему Тело на земле, состоящее из верующих иудеев и язычников, которые неразрывно связаны с Ним и которые являются сонаследниками и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе (Еф. 3,6). Чудное благословение!

Кто в состоянии вполне постигнуть Его? Можем ли мы вместить то, что Бог, как бы не замечая Ангелов, окружающих Его, занимается нами такими, как мы есть? Мы дороги Ему. Он даровал нам Христа, Который стал нашей жизнью, послал на нас Духа Святого, чтобы Он жил в нас, как в храме, и соединил нас с Главою, Который в небесах, пока мы сами еще находимся здесь, на земле. О, какое это чудное призвание! Поистине, если Ангел хочет знать, что есть мудрость, что есть любовь и что есть благодать, он должен смотреть на нас, возлюбленные, на Церковь.

Столь возвышенное место в планах Божиих занимает Церковь, так как лишь через нее может быть открыта совершенная слава Его мудрости. Видимое творение было в этом смысле, лишь необходимым вступлением или подготовкой для нового небесного творения. Он, Сотворивший все, имел в Своих планах Церковь еще прежде начала творения. Теперь небесные власти в этом новом творении должны увидеть проявление многовариантной (так можно дословно перевести употребленное здесь выражение) премудрости Божией. Никогда, видимо, они не могли бы и предположить, что их Создатель (Кол. 1,16) сможет так глубоко, ниже их самих, унизиться, чтобы там, среди нас, найти подходящих участников Своей радости. В призвании Церкви к общению с Сыном Божиим видят они теперь доказательство новой, все превосходящей премудрости их Творца.

Какой глубокой тайны касаются они, когда видят, что Тот, Кто сохраняет их Словом Своего могущества, находит радость в том, чтобы перед их глазами засвидетельствовать о Своей полной единосущности с теми, кто некогда, по природе, были отчуждены от Бога и были врагами Ему, но которые стали теперь близкими Кровию Христовой!

Подобно тому, как Иегова употребил в свое время народ Израильский, чтобы возвестить человечеству о святости Своих путей, так употребляет Он теперь Церковь, которую Он таким чудным образом соединил со Христом и которой Он, уже теперь в Нем даровал место в небесных обителях (Еф. 2,6), чтобы живущим на небесах возвестить совершенство путей единого премудрого Бога. Но, обратим внимание: живущим на небесах! Мир не может вместить эту тайну, соприкасаясь с истинной Церковью Божией, так как он не может различать и понимать духовные предметы. Это Ангелы желают проникнуть в совершенное Христом дело (1 Пет. 1,12). И через Церковь оно открывается им. Конечно, если что-то еще способно вызвать восхищенное удивление тех, кто видит перед собою результат чудесного воплощения Христа, постоянно созерцая Его прославленную Личность, то это должен быть тот факт, что Бог нас, таких слабых и недостойных, сделал памятником Своей вечной любви.


Различие между иудейством и христианством


К сожалению, это небесное призвание Церкви не всегда сохранялось в сердцах. Поэтому, уже в ранний период истории христианской Церкви, в ее учение и практику проникли всякого рода иудейские элементы. Даже уже Павел неоднократно видел необходимость выступать против иудейского учения. Так как отсутствие различия в домостроительствах и смешивание закона и благодати сегодня пропитывает почти все христианство, оказывая свое разрушительное действие как в отношении сердечного мира отдельных душ, так и в отношении свидетельства всех. Я хотел бы в этой главе еще раз указать на принципиальное различие между иудейством и христианством, между Израилем и Церковью Божьей.

Израиль был земным народом Божьим с земными благословениями и надеждами. Образование и дальнейшее существование этого народа было основано на данных Аврааму Богом обетованиях, и избран он был от основания мира. Существовал особый класс священников, которые могли входить внутрь материальной святыни. Народ же был вне. Желающий поклониться Богу приносил в жертву животного, сам же он был отделен от присутствия Божьего завесой. Вся система поклонения и служения под Законом носила внешний характер. Чтобы принимать в ней участие, достаточно было родиться в этом народе.

Поэтому общество Израильское состояло из верующих и неверующих. Это было смешанное общество, в котором лишь немногие имели истинную веру, в то время как основная масса была неверующей. В одно общество этих верущих и неверующих людей объединяли национальные рамки: они принадлежали к израильской нации, у них были свои национальные чаяния на этой земле, и у них был один общий внешний признак - обрезание. Вся эта нация должна была соблюдать закон Моисеев. Это было основание принятия их Богом. На основании совершенного Христом, этот народ, или, лучше сказать, остаток этого народа, имеет будущность, но эта будущность земная и ограничена во времени Тысячелетним Царством Христа.

Церковь Божия, или истинное Христианство в отношении всех вышеназванных признаков народа Израильского как в прошлые, так и в будущие дни занимает совершенно противоположное положение. Верующие, составляющие Церковь, избраны прежде основания мира (Еф. 1,4). Совершенное Христом дело искупления является вечным основанием Церкви. Образована же она была путем сошествия Духа Святого (как следствие смерти, воскресения и вознесения Христа), причем, отдельные члены связаны друг с другом и со своим прославленным Главою на небесах в одно Тело.

Основание этого органического единства истинных верующих из иудеев и язычников - небесное, как и их надежда и их благословения. "Завеса" для них разорвана: через веру они имеют доступ к небесному святилищу Божьему (Евр. 10,19-22). И даже более того: все истинные верующие сами образуют духовный дом, храм Божий (Еф. 2,19-22). К тому же все они без исключения - священники, священство святое (1 Пет. 2,4-5), т.е. все они имеют преимущество и способность во Христе Иисусе - поклоняться Богу в духе и истине (Иоан. 4,23-24). Они находятся не под Законом, но под благодатью (Рим. 6,14). Закон не является для них ни средством к их спасению, ни сводом "жизненных правил" для их практического поведения. Вместе с Христом они умерли для Закона (Гал. 2,19-20), чтобы ходить в обновленной жизни и в силе Духа. И Сам Христос является образцом для них. Суть их надежды не в национальном восстановлении и возрождении (как это будет с Израилем - Иез. 36 и 37), но они уже имеют новое рождение (Иоан. 3,3-8) и ожидают возвращения Христа (1 Фес. 4,15-18), Который приведет их из этого мира - в славу Божию, в дом Отца Своего (Иоан. 14,2-3). Там, на месте наивысшего блаженства, где от вечности пребывают Отец и Сын, будут пребывать и они - и не только тысячу лет, но во веки веков.

Да будет благословенно и прославленно Имя Бога-Отца и Имя Сына Его, нашего Господа Иисуса Христа, за такую великую милость!


Маслина


Мне кажется уместным и полезным в этой главе о домостроительствах, коснуться еще одного предмета, который Павел изображает в 11-й главе посл. к Римлянам - будущность Израиля. Здесь он разбирает вопрос, о котором христиане имеют самые различные понятия: имеет ли Израиль будущность?

Главы с 9-й по 11-ю представляют из себя самостоятельную часть этого послания. В этих главах он рассматривает действия Божий в отношении Израиля и язычников, подводя в 11 главе разговор к хорошей маслине, к которой привиты ветви дикой маслины. Что означает этот образ? О чем говорит хорошая маслина, о чем - дикая? Не является ли хорошая маслина прообразом Церкви Божией? Не представляет ли Церковь из себя только продолжение Израиля с, может быть, лучшими, христианскими обрядами? Может ли, наконец, верующий быть отсеченным и погибнуть? Такая постановка вопроса ясно показывает, что неверное понимание значения маслины может иметь весьма серьезные последствия. Поэтому я хотел бы коротко остановиться на этой важной 11-й главе послания к Римлянам и попытаться дать на поставленные вопросы ясные, основанные на Писании, ответы.


Есть ли еще надежда для Израиля?


В 9-й главе Апостол вкратце показывает историю Израиля в прошлом, в 10-й главе - настоящее состояние этого народа: оно характеризуется неверностью и неверием. И так как этот народ преткнулся о камень преткновения и камень соблазна (который есть Христос) и отверг его (гл. 9,33), то и Бог отвратил от этого непослушного и упорного народа Свою, во благо простертую руку, чтобы обратить ее к тем, которые не вопрошали о Нем, т.е. к язычникам (гл. 10,20-21). Израиль, как нация, был отстранен и подпал под действие Божьего суда. Мы уже рассматривали это: сегодня Бог обращается ко всем народам земли без исключения. Израиль утратил свое особое положение на земле. Он лишился своего места свидетеля Божьего, объекта Божьих обетовании на земле. Да, он сам себя сделал в высшей степени виновным, распяв посланного Богом Мессию, и крича: "Кровь Его на нас и на детях наших!" (Мат. 27,25).

Неужели для этого народа нет больше надежды? Этот вопрос рассматривается, как уже было отмечено, в 11-й главе посл. к Римлянам. Если основываться на том, что сделал этот народ, то для него, фактически, нет больше оправдания. Он лишился всех связанных с определенными условиями обетовании Божиих. И все-таки: так как дары и призвание Божие непреложны (ст. 29), так как Бог призвал этот народ к определенной цели (к прославлению Христа на земле и к земным благословениям) и Его благие намерения не могут быть перечеркнуты, для Израиля есть надежда. Об этом ясно говорят ответы на два вопроса, поставленные в ст. 1-ом и 11-ом этой 11-й главы.

На первый вопрос (ст. 1): "Неужели Бог отверг народ Свой?" - Апостол, вдохновленный Духом Святым, решительно отвечает: "Никак". Уже тот факт, что он сам, Павел, будучи Израильтянином, от семени Авраама, был спасен, ясно говорит о том, что Бог не отверг народ Свой. Разве он, Савл, не ненавидел Христа и не преследовал Церковь Божию? Но на его долю выпало - стать "примером тем, которые будут веровать в Него (Христа) к жизни вечной" (1 Тим. 1,16). Его беспримерное обращение, вне сомнения, является пророческим указанием на обращение остатка Израиля в момент явления Господа в силе и славе.


Остаток Израиля


Бог, по Своей милости, всегда оставлял себе из этого народа остаток, как и в настоящее время - остаток по избранию благодати. Это истинно только в отношении народа Израильского, и никакого другого народа на земле. Не должно ли это заставить нас задуматься и быть скромными? Как пример прошлых лет, приводится пророк Илия и семь тысяч тех, кто не преклонил колен своих перед идолом. Даже в злой период царствования безбожного царя Ахава, Бог сохранил для Себя тех, которые были преданы Ему и не обратились к служению идолам. Фактически, во все времена в этом народе был верный остаток, как бы далеко сам народ не удалялся от Бога. Так было и во время пленения в Вавилон. Вспомним только о Данииле и его друзьях при дворе Новуходоносора! Так было во время Ездры и Неемии, когда несколько десятков тысяч возвращались в обетованную страну. Так было и во время Малахии: "Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих Имя Его" (Мал. 3,16).

Также, когда Господь Иисус пришел на землю, Бог нашел остаток в Израиле, который "ожидал избавления в Иерусалиме" (Лук. 2,38). Захария и Елизавета, пастухи на поле, Симеон и Анна - все они принадлежали к этому остатку. (Лук. 1 и 2). Также и в настоящее время имеется остаток из этого народа. В начале христианского свидетельства многие из иудеев были спасены и приложились к Церкви (Деян. 2,47). Это продолжает совершаться и ныне. И тогда, когда Церковь будет взята и время благодати закончится, на земле будет существовать верный остаток из народа Израильского, который не будет поклоняться "зверю" и его образу и пройдет через невыразимые страдания, как свидетельствует нам книга Откровения.

То, что Бог всегда имел и будет иметь остаток из этого народа, является в высшей степени отрадным фактом. Не является ли это явным фактом доказательства благости и верности Бога? И в то же время, этот факт говорит о том, что Бог не отверг народа Своего, хотя в массе своей народ этот находится в ожесточении. Но пророки Ветхого Завета предсказали и это (Рим. 11,8-10).


Примирение мира


На второй вопрос (ст. 11): "Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть?" - дается столь же решительный ответ: "Никак". Это значит: мысль, что Израиль преткнулся, чтобы навсегда погибнуть (ибо здесь слово "пасть" означает именно это) - неверна. Хотя их падение послужило к тому, чтобы принести спасение язычникам, но это произошло, как мы читаем здесь, "чтобы возбудить в них ревность". Таким образом, ожесточение в Израиле произошло не только не полное, но также и "до времени". Об этом ясно говорят стихи с 11-го и ниже. Ведь если Бог через Свое обращение к язычникам хочет возбудить в Израиле ревность, то Он, конечно, делает это не для того, чтобы навсегда отвергнуть его. Нет, некогда Он снова примет их, примет как нацию, и это будет как "жизнь из мертвых" (ст. 15). Именно об этом таким выразительным, образным языком говорят пророки Иезекииль (гл. 37,1-17 и 39,25-29) и Осия (5,15; 6,3).

Апостол, кажется, имеет перед собой историю Иосифа. Во всяком случае, эта история является чудной иллюстрацией того, о чем здесь говорится. Ведь после того, как Иосиф был отвержен своими братьями, брошен в ров и заключен в темницу, он был вознесен на трон и стал вторым властелином после фараона. Его восхождение было богатством миру в продолжении семи лет изобилия. И когда братья его возвратились к нему с покаянием в годы голода, это было как жизнь из мертвых. Точно так будет, когда Израиль в последующие дни будет восстановлен.

Но и для нас (тех кто из язычников), здесь содержится нечто, чего мы не должны пропустить. Падение Израиля - богатство миру, отвержение их - примирение мира (ст. 12 и 15). Достаточтно ли мы благодарны Богу за то, что Он использовал падение Израиля и их отвержение, чтобы нам, язычникам, предложить богатство Своей благодати? И сущность его - примирение мира. В противоположность 5 гл. ст. 10, здесь Дух Святой говорит не о примирении как результате того, что совершил Христос и что является реальным, вечным плодом для каждого в отдельности, но о примирении, как выражении путей Божиих в Его предведении в отношении людей. Здесь оно является результатом падения Израиля. О каком-то мнимом "всеобщем примирении" здесь нет и речи. Это учение является лжеучением, которое не только чуждо, но и противоречит Священному Писанию.

Нет, это выражение скорее говорит об изменении домостроительства, о том, что Бог обратился к язычникам. Ведь до этого они в этом отношении оставались в стороне. Богу было угодно, по милости Своей, использовать падение и несостоятельность Израиля для того, чтобы на основании совершенного Христом дела, и язычникам предложить теперь свет Евангелия благодати. "Падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам" - поистине, каким неизмеримо богатым стал мир, бывший некогда языческим, благодаря свету христианства! Это высокое положение, в которое Бог поставил бывших язычников, связано, конечно, и с серьезной ответственностью. Чтобы пояснить эту истину, Апостол использует образ хорошей маслины, к которой привиты ветви дикой маслины. Прочитаем, что написано об этом в Священном Писании:

"Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень - тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется" (Рим. 11,16-26).


Корень


Чтобы понять, что означает хорошая маслина, полезно прежде спросить, кто или что является корнем? От корня получает маслина свое питание и влагу. Христос является корнем? Или Авраам? Мы приблизимся к разрешению этого вопроса, если посмотрим, что сказано о ветвях.

О некоторых, не о всех, ветвях сказано, что они остались в соединении с корнем. Они по природе были частью маслины. Но затем мы читаем о некоторых ветвях, которые, хотя они по природе принадлежали маслине, отломились. Они, если это угодно Богу, снова привьются к своей маслине. Между тем совершилось еще нечто: ветви дикой маслины были привиты между природными ветвями. Они вместе с ветвями, которые постоянно находились в соединении с маслиной, стали общниками корня и сока маслины.

Христос не может быть корнем маслины. Ведь никто по природе не соединен с Ним. Это совершенно невозможно. Он Сам сказал: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Иоан. 12,24).

Кроме того, Христос в 15 гл. Ев. от Иоанна говорит о Своих, как о ветвях. Те, которые признали Его Мессией, пришедшим на землю, были ветвями на Лозе. Самым важным для разбираемого нами вопроса является то, что о бесплодных ветвях (об учениках, которые только внешне, только по исповеданию были связаны с Ним, не имея в себе жизни) сказано, что они будут "отсечены" (ст. 2), и нет даже намека на то, что они будут снова привиты. Напротив: их брасают в огонь, и они сгорают (ст. 6).

Нет, Христос не является корнем, Он является виноградной Лозой. Но не может ли Авраам быть корнем? Не связаны ли с ним по природе те, которые по праву названы природными ветвями (ст. 21 и 24)? Не являются ли они дети Израиля, его потомками? Все говорит за это. Маслина названа их собственной маслиной (ст. 24). К этой хорошей маслине, природными ветвями которой являются израильтяне, язычники не имели никакого отношения. Мы легко узнаем в дикой маслине образ язычников, находившихся вне хорошей маслины.


Дерево обетования


Хорошая маслина, из плодов которой приготовляют масло и лист которой не вянет, представляет из себя образ благословения и свидетельства, но она не является прямым прообразом Израиля. Им скорее являются природные ветви. Но Аврааму, который является корнем, были даны обетования: "И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя... И благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12,2-3). И в Гал. 3,14 сказано: "Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников". Таким образом, мы можем сказать: "Хорошая маслина находится там, куда распространяются обетования благословений, данные Богом Аврааму". Или, говоря иначе: хорошая маслина - это символ области обетовании и свидетельств Божиих на земле. Она указывает нам на непрерывную цепь тех, которые в этом мире пользуются обетованиями. Так что она является древом обетований. Она указывает на ряд обетовании от Авраама до Христа, Который придет, чтобы основать Свое царство мира на земле.

Теперь мы можем снова пробежать цитируемый отрывок из 11 главы послания к Римлянам, и мы удивимся, как естественно и логично, содержащееся в нем учение, согласуется с основной мыслью всей главы и подтверждает то, о чем мы уже говорили.

Корень - Авраам, был свят, что означает "отделенный для Бога". Также и ветви, т.е. его природные потомки, представляли из себя "отделенный для Бога" народ. В этом смысле и они были святы - не по своей сути, но в силу своего положения. Но, в большинстве своем, они не соответствовали определенному им Богом положению (1 Кор. 10,5), и Бог должен был некоторые ветви отломить, и произошло это через их неверие, как говорит об этом ст. 20. Но отломились лишь некоторые ветви. Часть осталась на маслине, осталась под действием обетовании. Это тот остаток, о котором говорится в первых семи стихах и который назван избранными. По милосердию Своему, Богу угодно было и язычников включить в эту цепь обетовании. Он взял ветви дикой маслины, которые не состояли, как Израиль, в природной связи с корнем, с отцом верующих, и привил их "не по природе" (благодать вообще всегда "не по природе") среди ветвей хорошей маслины. Таким образом, и язычники стали общниками корня и сока маслины.


Ответственность


Здесь мы, рассматривая этот пророческий образ, хотели бы сделать маленькую паузу. Дело в том, что мы касаемся образного изображения сегодняшнего времени, т.е. периода благодати, и нам кажется важным привести некоторые принципиальные соображения, чтобы правильно понять сам образ, прежде чем мы продолжим наш обзор.

Положение, связанное с определенными преимуществами, безусловно предполагает и соответствующую этому положению ответственность. Но это не означает, что всякий, обладающий этими преимуществами и связанной с ними ответственностью, имеет в себе Божественную жизнь. Часто это понимается неверно. Израиль был общником маслины, ему принадлежали драгоценные обетования. И тем не менее, большая часть народа была неверующей. Быть на маслине - это еще не значит иметь живую связь с Богом. Конечно, Бог терпелив, и в Своем долготерпении Он долго снисходил к этому народу, чтобы испытать их. Но, наконец, Он совершает Свой суд и некоторые из ветвей отсекает.

Их место заняли теперь язычники, которым Он открыл источники Своей благодати и которым стало возвещаться Евангелие. Те из язычников, кто знаком с христианством и исповедует его, хотя бы внешне, занимают место благословений христианства, и они ответственны за то, что Бог доверил им. Именно об этом говорит прививка к маслине. Но это не означает, что все они действительно рождены свыше и являются детьми Божьими. Конечно, к маслине принадлежат сегодня и те, кто образует истинную Церковь, но не только они. Все крещеные христиане, все, хотя бы внешне исповедующие христианство, будь то иудеи или язычники, сегодня принадлежат к маслине. Они занимают сегодня благословенное место, сделавшись общниками сока маслины.

Здесь речь не идет о Церкви Божией, но о исповедании, о области благословений Божиих здесь на земле. Кто исповедует Христа, тот номинально стоит на почве веры. Но это положение предполагает ответственность - жить согласно этому исповеданию. Соответствуют ли этой ответственности христиане, представляющие из себя привитые ветви дикой маслины? Живут ли они по принципам веры? Если Бог природные ветви, т.е. неверующих израильтян, не пощадил, пощадит ли он неверующее христианство, на котором лежит гораздо большая ответственность?

Поэтому и в отношении их говорится о возможности отсечения. От Тела Христова ни один член отсечен не будет, но от маслины какие-то ветви, видимо, будут отсечены. Это уже, в основном, случилось с Израилем. И потому так серьезно звучит предупреждение язычникам - не гордиться и не превозноситься! Ибо, если они не пребудут в благости Божией, то и они будут отсечены. Таким образом, это место ни в коем случае не говорит о том, что верующий в конце концов может погибнуть, но лишь о том, что номинальные христиане, не имеющие в себе Божественной жизни, будут устранены из области тех благословений, в которых они находятся, по благости и предведению Божьему, и больше никогда туда не возвратятся. Они уже больше никогда не будут привиты! С Израилем же дело обстоит по-другому. Подводя итоги этим принципиальным положениям, мы еще раз подчеркнем: во всей этой картине речь не идет о путях Божиих в отношении людей, о том, как Он отстранил народ Израильский, как таковой, и вместо него обратился к язычникам. Речь идет об ответственности тех, которые заняли место благословений и обетовании Божиих.

Теперь мы продолжим и закончим наш обзор этой пророческой картины. Если Бог не пощадил природных ветвей, Он не пощадит и привитых не по природе. Здесь не сказано прямо о том, что Он отсечет безжизненных номинальных христиан, которые не соответствуют лежащей на них ответственности. Но другие места говорят об этом (напр. Мат. 24,45 - 25,30). Когда истинная Церковь будет уже на небе, Господь Иисус извергнет из уст Своих номинальное христианство в его последней фазе, потому что его состояние будет таковым: ни холоден, ни горяч (Отк. 3,16).


Восстановление Израиля


Маслина, однако, не прекратит своего дальнейшего существования, и отсечение отпавшего христианства откроет путь к восстановлению Израиля. Так же, как христианство не сохранилось в вере (можно ли сомневаться в этом, глядя на его сегодняшнее состояние?), так и Израиль не останется в неверии. Природные ветви снова привьются к своей маслине, "потому что Бог силен опять привить их". И вдруг, Апостол прекращает образную речь и прямо и открыто говорит о будущем Израиля: "Ибо не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется" (ст. 25-26).

Настоящее время, время благодати, характерно тем, что часть Израиля, за исключением постоянно пребывающего остатка, - находится в ожесточении. Но так будет не всегда. Когда войдет полное число язычников, т.е. когда число тех, которые сегодня откликаются на призыв ко спасению из народов земли, согласно Божьему определению, станет полным, тогда Господь, после взятия Церкви (1 Фес. 4,17), снова обратится к Израилю и опять будет иметь дело с ними. "Придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова" (ст. 26). Это произойдет тогда, когда Господь сойдет с небес на землю с силою и славою великою (Мат. 24,27-31; Отк. 19,11). "Итак, весь Израиль спасется".

Выражение весь Израиль не говорит о том, что каждый Израильтянин, который будет жить в то время, лично будет спасен. Мы знаем, что подавляющая часть народа будет пребывать в неверии, будет поклоняться антихристу и погибнет. Нет, здесь имеется в виду, что Израиль будет спасен как нация. Сейчас дело обстоит по-другому: Господь спасает отдельных людей из мира и прилагает их к Церкви. Я уже указывал на Деян. 2,47. Тогда же, Израиль как совокупность, будет спасен. И все же речь здесь собственно идет об остатке, который найдет спасение. В 9 главе ст. 27 мы читаем: "хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется". "Весь Израиль" - "только остаток" спасется! Это указывает нам на, в высшей степени интересный и важный принцип: в очах Божиих остаток всегда занимает место всего народа. С ним связывает Господь все права и обязанности.

Несколько позже, я хотел бы коснуться другого предмета, который нередко путают с Церковью Божьей. Это - Новый Завет. На основании этого Завета Бог снова благословит Свой земной народ.

Израильтяне все еще являются врагами в отношении к благовестию, и, именно, ради нас, как говорит об этом ст. 28, т.е. чтобы мы были помилованы. И все-таки Бог все еще любит их ради отцов. Нет, Бог не отверг народ Свой. Израиль также будет помилован (ст. 31). Бог не раскаивается ни в дарах Своих (о которых сказано в 9-й главе ст. 4-5), ни в призвании Своем (о котором также сказано в 9 гл. ст. 7). Он хочет благословить Свое творение, впавшее в грех, и Он исполнит то, что от начала было в Его сердце. Но, последние стихи этой 11-й главы ясно показывают, что это возможно лишь на почве Его безграничной милости.

Можем ли мы удивляться, вникнув в чудные планы и пути Божий, что Апостол заканчивает эту главу, а вместе с нею и всю эту часть послания к Римлянам, песнью хвалы, прославляющей премудрость и ведение Божие?! "Ибо все из Него, Им и к Нему." Каждая спасенная душа от сердца, да присоединится к этой песне хвалы Богу.


Ему слава во веки!

Аминь



Далее: ГЛАВА 2: Церковь, как Тело Христово

Что не образует Тела. Божественные предпосылки к образованию Тела. Упоминание в четырех посланиях. Крестились в ОДНО тело. Тело Христово в его временном аспекте. Тело Христово в определенной местности. Тайна Его воли. Его полнота


Назад: ВВЕДЕНИЕ


Оглавление


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть), Германия
© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz