Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Кристиан Брим. "Там Я посреди них"

II. СОБРАНИЕ КАК ЦЕРКОВЬ


Глава 8. Установление вечери Господней



Три вида собраний церковного характера


Теперь мы хотели бы заняться вопросом отдельных собраний церкви, как они представлены в Писании. Вообще Новый Завет показывает нам три вида собраний, и только три, где верующие собраны именно как церковь, т.е. если собрания носят характер церковных собраний во имя Господа Иисуса:

1) собрание для преломления хлеба;

2) назидательные собрания;

3) молитвенные собрания.

Собрание "как Церковь" (дословный перевод "в Церковь" 1 Кор. 11,18), означает: собраться, именно, как Церковь, которая представляет из себя Тело Христово. Это высший вид собраний, и он означает, что здесь собраны во имя Христово. Это высший вид собраний, и он означает, что здесь собраны во имя Его. Существуют виды собраний, которые весьма полезны и благословенны, но которые не носят, однако, этого возвышенного характера. Собрания братьев, которые обсуждают вопросы дела Божьего, евангелизационные собрания для возвещения Евангельской истины, вечери любви, конференции для изучения Слова Божьего - все это не есть собрания как Церковь. Это видно хотя бы из того, что ни одно из этих собраний не имеет власти "связывать" и "разрешать", о чем мы уже рассуждали. Возможно, что на одном из этих собраний присутствует вся поместная церковь, но, несмотря на это, собрана она не "как Церковь".

Но все три названных вида собраний носят этот возвышенный характер. Каждый вид имеет свое значение. Центральное же, самое возвышенное значение имеет собрание для преломления хлеба, которому мы потому и хотим уделить особое внимание. Я говорю: "преломление хлеба", потому что это, во-первых, библейское выражение (Деян. 20,7), и, во-вторых, потому что это выражение охватывает обе стороны этого установления: сторону вечери Господней и сторону трапезы Господней. Но прежде мы посмотрим, каким образом и при каких обстоятельствах Господь Иисус установил вечерю.


Первое историческое упоминание


Первое историческое упоминание хлебопреломления после его установления Господом мы находим в Деян. 2-й главе: "И они постоянно пребывали в учении Апостолов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах" (ст. 42, примеч. переводчика: знаки препинания и союз "и" поставлены согласно немецкому переводу).

Таким образом, первые христиане характеризовались четырьмя признаками, которые представлены нам в виде двух групп по два признака в каждой, соединенных союзом "и". Учение Апостолов и общения были отличительными чертами молодой Церкви. Преломление хлеба и молитва - их практической деятельностью. Общение первых христиан находило свое Божественное выражение в совместном преломлении хлеба и в совместных молитвах. Должно ли сегодня быть по-другому?

То, что речь здесь идет о вечере Господней, а не об обычном обеде или ужине, ясно видно из стиха 46, где эти оба действия разделены между собой: они преломляли по домам хлеб, и они принимали пищу в веселии и простоте сердца. Где говорится об общении в связи с преломлением хлеба, имеется в виду вечеря Господня. Также и в 20-й главе мы видим это различие. После того, как в 7-м стихе было сказано о собрании церкви в Троаде для преломления хлеба: "ученики собрались для преломления хлеба", в 11-м стихе нам говорится о личном действии Апостола Павла для своего подкрепления: "взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел".

Выражение "преломление хлеба" говорит нам о действии церкви, которая собралась для этой цели. Выражение же "вечеря Господня" более указывает на Того, Кто установил ее и Кому она принадлежит.

Действие преломления хлеба для утешения кого-либо, а также подача чаши утешения об отце или матери кого-либо, в сущности, не было новым для Израильтянина, что видно из Иер. 16,7 (ср. также Иез. 24,17 и Втор. 26,14). И тем не менее, то, что установил Господь Иисус в ту ночь, в которую Он был предан, является совершенно новым. Это христианское установление с совершенно новым и глубоким значением, о чем мы еще будем говорить.


Четыре вдохновенных сообщения


О том, что установил Господь в ночь перед Своим распятием, в Новом завете имеется не менее четырех вдохновенных сообщений со стороны четырех различных авторов: Матфея, Марка, Луки и Павла. Но только один из них был очевидцем этого: Матфей. Все эти четыре рассказа существенно отличаются друг от друга, и если бы хотя одного из них не было - явно чего-то не доставало бы.

Если бы до нас не дошло свидетельство Матфея, то мы не знали бы, что Господь Иисус сказал: "Пейте из нее все" (Мат. 26,27). Если бы до нас не дошло сообщение Марка, то мы не имели бы уверенности, что они действительно все пили из чаши, ибо только он говорит: "И пили из нее все" (Map. 14,23). Евангелист Лука единственный, от кого узнаем мы, что эта вечеря является постоянным установлением "в Его воспоминание" (Лук. 22,19). И Апостол Павел является единственным, кто сообщает нам, что участием в вечере возвещается смерть Господня (1 Кор. 11,26). Это лишь некоторые примеры. О дальнейших различиях мы поговорим позже.

Нашего внимания достоин тот факт, что Апостол Павел получил Божественное откровение для своего рассказа относительно поздно, а именно: несколько лет спустя после вознесения Господа на небо, к тому же от Самого Господа, превознесенного одесную Бога. Несомненно, это связано с намерением Господа, чтобы верующие из иудеев и язычников возвещали смерть Его, доколе Он придет.

Теперь обратимся к повествованию Матфея об установлении Господом вечери. Как мы уже упоминали, он был единственным из этих четырех авторов, кто присутствовал в ту ночь в горнице, кто лично слышал слова Господа и сам принял хлеб и вино из руки Спасителя.


Оставление грехов согласно Нового Завета


"И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: пришлите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И воспевши пошли на гору Елеонскую" (Мат. 26,26-30).

Трогательная картина! Они только что ели пасхального "агнца, испеченного на огне", который так живо говорит нам о Христе как об истинной жертве, как вдруг Иисус, Который Один из всех присутствующих понимал истинное значение происходящего, взял хлеб, благословил, преломил и подал ученикам со словами: "Сие есть Тело Мое". Они так же мало были в состоянии понять эти слова, как и те, которые сопровождали чашу, но слова эти не означали ничего другого, как только то, что Он, Мессия, будет окончательно отвергнут своим народом и убит. "Тело Мое" и "Кровь Моя", хлеб и чаша, отделенные друг от друга, говорят о Его смерти, которую Он должен будет претерпеть не только как мученик, но и во искупление нашей вины.

Нам нужно глубже вникнуть в слова Господа, которые Он сказал, подавая ученикам чашу и которые содержатся только в повествовании Матфея - повествовании, предназначенном прежде всего для иудеев. Но они чрезвычайно важны сегодня и для нас, ибо человек способен исказить то, что Бог даровал по милости Своей. Христианство превратило вечерю в сакрамент (таинство причастия, от латинского слова "sakramentum", означавшего вначале присягу римских солдат), подразумевая под этим таинством внешний и видимый символ внутреннего духовного действия, "средство благодати", сопровождающееся духовным благословением. И многие номинальные христиане принимают вечерю "во отпущение грехов". При этом они основываются на том, что Христос установил это, Он так сказал. Действительно ли это так? Нет, Он этого не говорил. Вот Его слова:

"Сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов".

Не принятие вечери служит прощению грехов, но пролитие Его крови. Какое роковое извращение слов Господа, в котором виновны многие! И какое страшное заблуждение, которому предаются многие! Нет, Христос в Своей бесконечной милости добровольно отдал Свою жизнь, чтобы гибнущий грешник мог получить прощение Своих грехов. И как, каким образом, получают они это непостижимое благословение? "Через веру в Его кровь" (Рим. 3,25). Не через принятие вечери! Не через веру в "сакрамент"! Я надеюсь, что каждому читателю этих строк это совершенно ясно.

Но что подразумевает Господь под Новым Заветом? Он представляет из себя противоположность старому, первому Завету, который был двухсторонним Заветом дел, основанным на добровольно взятой на себя народом Израильским обязанностью исполнять все слова Иеговы. Новый Завет является, как мы сейчас увидим, односторонним Заветом, который основан на Самом Боге и не зависит от верности людей.

Из ветхозаветних авторов пророк Иеремия является единственным, кто прямо говорит о новом Завете, хотя и другие пророки описывают это благословение. А в Новом Завете Господь Иисус впервые упоминает о нем и указывает на его основание: Его кровь. Но вначале мы выслушаем слова Божьи через уста пророка Иеремии:

"Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, - не такой Завет, какой Я заключил с отцами их... Но вот Завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом..., ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (гл. 31,31-34).

Прежде всего прочно усвоим, с кем Господь заключит Новый Завет. Многие полагают, что раз Господь говорит при вечере о чаше, как о крови Нового Завета, то этот Завет должен относиться к Церкви. Но Господь Иисус не заключает Завет со Своей Церковью, которую Он Сам созидает на Самом Себе, и язычники никогда не были включены в союз с Господом. Нет, с домом Израиля и с домом Иуды заключит Он его - "в те дни". То, что новый Завет является делом будущего и что Бог заключит Его с домом Израиля и с домом Иуды, прямо сказано в восьмой главе послания к Евреям.

Далее посмотрим на содержание этого союза. Он содержит три важных элемента:

1) "Вложу закон Мой во внутренность их" - это является указанием на возрождение, которое переживет Израиль как нация. Также и пророк Иезекииль говорит об этом чуде благодати Божией в отношении этого народа (ср. гл. 36,24-38);

2) "Ибо все сами будут знать Меня" - тогда уже больше не будет лежать "покрывало на их сердцах" (2 Кор. 3,14-15), но они будут знать Бога, будут взирать на Того, Которого пронзили (Зах. 12,10; Отк. 1,7). Тогда земля "наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море" (Авв. 2,14);

3) "Я прощу беззакония их и грехов их не воспомяну более" - они получат прощение грехов. Блаженная доля, что даже этот виновный народ, который однажды отверг Своего Мессию, получит прощение грехов!

Но при установлении вечери Спаситель открывает то, чего пророк был не в состоянии сделать: Он показывает на чем будет основан этот новый Завет - на Его собственной крови, т.е. на Его жертве, которую Он, умирая на кресте, принесет Богу. Кровь бесчисленных жертвенных животных в старом Завете не могла уничтожить ни одного греха, она лишь напоминала о грехах (Евр. 10,1-18). Значение этих жертв состояло лишь в том, что они указывали на Того, Кто должен придти и совершить дело искупления.

На основании совершенного на Голгофе Иисусом Христом дела искупления верующие времени благодати уже сегодня имеют прощение грехов, как в категорической форме отмечает Апостол Иоанн в своем первом послании: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его (Сына Божьего)" - гл. 2,12. Народ Израильский только еще достигнет этого, и в связи с благословениями Нового Завета.

Кровью Ветхого Завета был окроплен народ, который торжественно обещал исполнить все слова, заповеданные Иеговой. Это было знаком того, что в случае непослушания ему угрожает суд, смерть (Исх. 24,3-8). О, в какой мере, как мучительно должен был испытать этот народ последствия своего непослушания! Кровь же Нового Завета, напротив, говорит о прощении, о безграничной милости, ибо Господь Иисус вполне определенно провозглашает: "... за многих изливаемая во оставление грехов". Не только Израилю, но и язычникам должна быть предложена благодать. Благословение совершенного Христом дела искупления должно, по плану Божьему, распространиться по всему миру, всем людям. Бог хочет, "чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2,4). Однако, благодать эта должна быть лично принята верою. Ввиду важности этого пункта я хочу еще раз подчеркнуть: чаша вечери Господней является символом Его крови. Так как эта кровь является также основанием Нового Завета, она названа "кровью Нового Завета". Ветхий Завет был Заветом дел. Он был заключен с Израилем и запечатлен кровью, знаком смерти для того, кто его нарушит. Новый Завет будет также заключен с Израилем, но кровь, связанная с ним - это кровь Христа, и она является основанием для прощения грехов. На основании Нового Завета Израиль, по милости Божией, получит возрождение, познание Господа и прощение грехов. Мы, христиане, имеем эти благословения уже сегодня на том же самом основании крови Христа, но мы имеем их в неизмеримо большей мере и с той разницей, что мы находимся по отношению к Богу не в состоянии союза, но являемся Его детьми, а с детьми Своими Бог не заключает союза. Но всякий раз, когда мы преломляем хлеб и пьем из чаши, будем помнить также и о том, что результат совершенного нашим Господом дела выходит далеко за рамки того, что касается нас, и включает в себя благословение для Израиля.

Теперь мы оставим пока повествование Матфея и обратимся к Луке: "И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока не совершится в Царствии Божием. И взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие" (Лук. 22,15-18).

С чрезвычайной выразительностью и точностью повествует Лука, вдохновленный Духом, как приближается великий момент - время, когда Он не только должен будет последний раз есть Пасху со Своими учениками, но Сам как пасхальный Агнец будет убит. Все с неумолимой последовательностью направлено к этому решительному пункту: "Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою" (ст. 1).

"Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца" (ст. 7).

"И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним" (ст. 14).

Господь с невыразимой любовью дает понять Своим ученикам, что Он очень желал есть с ними эту Пасху прежде Своего страдания, т.е. прежде, чем Он должен будет претерпеть крестную смерть. Всем Своим внутренним существом чувствовал Господь всю тяжесть и значение этой смерти. Он знал все, что будет с Ним. Но это Божественное знание было соединено с Его человеческой сущностью и не исключало ее. Все это приводит нас к сердечному преклонению перед Тем, в Ком соединялась Божественная слава с человеческой сущностью. Это было то, что делает Его, если можно так выразиться, особенно близким нам и достойным нашего поклонения. Нет подобного Ему!

Господь жаждет общения со Своими учениками! О, если бы мы всем сердцем поняли это! В Его сердце живет глубокая потребность в выражении Своей любви, в общении с нами. Его сердце - с Его учениками, и Он жаждет в последний раз на этой земле таким образом выразить Свою привязанность к ним. Еще раз хочет Он побыть вместе с нами, прежде чем невыразимые страдания креста охватят Его. "Прежде Моего страдания" - какие трогательные слова! Он постоянно на Своем пути по этой земле терпел страдания, здесь все было против Него, Он был здесь как лилия между тернами. Но теперь к Нему приближались смертные страдания. Он знал, что этим путем Он должен идти Один ("Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти", Иоан. 13,36), и все-таки Он жаждет еще раз в кругу Своих есть Пасху.

И не является ли это в высшей степени знаменательным, что, именно, Лука, который сам не присутствовал в той горнице, сообщает нам эти трогательные слова Господа? Матфей, который должен был слышать их, не имел поручения передать их, но "Лука, врач возлюбленный", имел это поручение, потому что он должен был представить Господа Иисуса как Сына Человеческого.

Как Один из них, принимает Господь участие в Пасхе, но Он тут же дает понять, что старая система подошла к концу. Царство Его отныне не отсюда, и Он порывает Свои отношения с Израилем, поэтому Он говорит, что уже не будет есть Пасху. Его отвержение со стороны Его земного народа, Его смерть и воскресение создадут новые отношения, но прежде Пасха должна совершиться в Царствии Божием.

Замечательно, что Господь в Своих словах перед установлением Своей вечери отделяет как пасхального Агнца от чаши, так и обе чаши друг от друга. Остановимся кратко на первом пункте. Хотя Господь и принимал участие в пасхальной вечере, Он не пил из чаши, которая была Ему подана в связи с этой вечерей, потому что в отличие от 19-го стиха "и взяв хлеб", в оригинале в 17-м стихе применена другая конструкция: "и получив чашу", т.е. Он не просто: "взял чашу".

Таким образом, когда Он эту чашу, которая принадлежала к Пасхе и была подана Ему одним из Его учеников, взял и возблагодарил за нее, Он сказал: "Примите ее и разделите между собою", Сам же Он не пил из нее. Почему? Возможно, потому, полагают некоторые, что в установленном Богом первоначальном порядке празднования Пасхи для этой чаши не было места (ср. Втор. 16,3-8), и она, видимо, позже была добавлена людьми. Однако, так как Он возблагодарил за эту чашу и в 18-м стихе Сам дает основание думать, что Он не пил из нее, причина, мне кажется, лежит глубже. Он расстается с землей, Он порвал связь со старой иудейской системой и не имеет теперь никакого общения с людьми на основании старых отношений, которые были "по плоти" (2 Кор. 5,16). И хотя Он принимает участие в вечере, но Пасха должна теперь в Нем Самом найти свое исполнение, и потому она была для Него не символом радости, но глубочайших страданий. В нравственном отношении Он постоянно носил в Себе и проявлял характер истинного назорея (Чис. 6), но теперь Он и внешне отделяет Себя от радости этого мира и говорит:

"Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие" (ст. 18).

Он откладывает Свою радость с ними на то отдаленное время, когда Царствие Божие придет в видимой и могущественной форме. Но день этот придет, и Он будет пить с ними новое вино в Царстве Отца Своего (Мат. 26,29). Тогда исполнится то, что предсказал Бог устами пророка Исаии в отношении Христа: "На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством" (гл. 53,11). В те, пока еще отдаленные дни Тысячелетнего царства мира на земле снова будет праздноваться Пасха в прекрасной стране, как прежде (Иез. 45,21-25). Тогда "овен", говорящий о силе и благоразумии, будет занимать место "Агнца". Тогда жених скажет Своей земной невесте:

"Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья; пейте и насыщайтесь, возлюбленные" (Пес. П. 5,1).


Новое служение - благодарение


Затем Господь устанавливает нечто новое - Свою вечерю. Лишь повествование Луки так четко отделяет старое, преходящее, от нового. Как истинный Израильтянин, Господь был гостем на пасхальной вечере, теперь же Он становится хозяином. Это Его вечеря, и Его ученики являются гостями за Его столом. Сам Он, естественно, не принимал участия в этой вечере в Свое воспоминание, но Он разделил между Своими учениками то, что должно было напоминать о Его смерти. Пасхальная вечеря и вечеря Господня по своему характеру и назначению совершенно отличаются друг от друга. Первая представляла собою прообраз предстоящей смерти Господа, вторая является взглядом назад, на совершенное дело искупления.

"И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается" (Лук. 22,14-20).

Это совершенно новое установление, совершенно новое служение, характерной чертой которого является благодарение. Это отчетливо видно из самого характера действии Господа: Он взял хлеб и возблагодарил. В другом месте сказано, что Он благословил, или прославил. Разница ничтожна, причем, первое больше соответствует характеру Его слов: то, что Он сказал, носит характер благодарения, последнее же более характеризует форму Его слов: то, что Он сказал, имеет форму благословения, или прославления. Во всяком случае, здесь используются оба слова, и мы не должны представлять себе здесь нечто мистическое, как например, превращение материи под действием благословляющих слов Спасителя. То, что взял, было хлебом, и хлебом осталось; то что мы преломляем, является хлебом и остается хлебом: "хлеб, который преломляем" (1 Кор. 10,16), "Всякий раз, когда вы едите хлеб сей...", "Посему, кто будет есть хлеб сей" (1 Кор. 11,26-27).

Таким образом, преломление хлеба характеризуется благодарением. Господь взял хлеб. Очевидно, Он держал его в руках, когда воздавал благодарение. Это должно было быть, поистине, чудное благодарение! Матфей, который присутствовал при этом, не говорит нам ни одного слова о его содержании. Лука, Марк и Павел, которые не присутствовали, также умалчивают об этом. Мы имеем молитву Господню в Иоан. 17 гл. Почему нет у нас Его благодарения при вечере?

Несомненно, это мудрость Божия, которая тщательно сокрыла от нас слова Господа. Разве не существует опасности, что мы использовали бы их как форму, как это можно видеть и сегодня в широких кругах христианства по отношению к "Отче наш"? Нам также не переданы и слова Апостола Павла при вознесении им благодарения за хлеб и чашу. По той же причине, Бог хочет, чтобы мы были полностью зависимы от Духа Святого и Им руководились в мыслях и словах своих.

Несомненно, собрание для преломления хлеба - это не собрание для произнесения просьб, пусть даже и таких, как например: "Господь Иисус, приди!", ибо мы преломляем хлеб лишь "доколе Он придет". Подумаем: мы имеем перед собою совершенное дело искупления, которое не нуждается в дополнении и бесконечную ценность которого Бог смог по достоинству оценить. Мы имеем перед собой благословенную Личность Самого Христа, в Его несравненной любви, в Его неизмеримых смертных страданиях, и все это должно вызвать в нас благодарение и поклонение. Здесь нет места молитвам за наших больных и слабых, просьбам за погибающий мир, мольбам о нашем собственном духовном росте. Об этом мы можем молиться дома или в наших молитвенных собраниях, мы можем в любое время исповедывать перед Ним нашу слабость. Однако, преломление хлеба должно быть отмечено благодарением.

Господь предвкушал Свою крестную смерть. Но какими бы тяжкими не были предстоящие Ему страдания - и кто знал, что означало это для Него, кроме Его Самого? Он видит в этом план Божий, видит перед Собой совершённое дело, которое является основанием для выполнения этого плана, обозревает далеко идущие последствия Своей смерти, и сердце Его переполняется благодарением. Что же еще, кроме благодарения, должно наполнять нас, живущих после совершенного Им дела искупления и являющихся плодом этого дела?

И еще одно практическое замечание, для которого имеется веское основание. Мы должны при преломлении хлеба благодарить отдельно за хлеб и отдельно за чашу. Так делал Господь, и так должны делать мы. Из всех трех синоптических Евангелий мы узнаем, что Господь взял хлеб, затем возблагодарил, затем преломил его и затем преломленный хлеб подал им. Точно так поступил Он с чашей после вечери. Он взял ее и, "благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все" (Мат. 26,27). Никакого своеволия или отсутствия должного благоговения в этом вопросе невозможно ни извинить, ни тем более оправдать. Мы просто должны следовать примеру Господа и делать так, как делал Он. Какое право имеем мы поступать иначе? К этому вопросу относится и то, чтобы один и тот же брат возносил благодарение за хлеб и за чашу, а не два различных брата. Мне невольно приходят на память слова из Евр. 8 - божественное указание Моисею, которое он получил при постройке скинии: "смотри, сделай все по образу, показанному тебе на горе" (ст. 5). Будем же и мы следовать образцу!


Значение символов


Слова, которые сказал Господь Иисус ученикам при разделении между ними хлеба и чаши указывают на значение этих символов: "Сие есть Тело Мое" - "Сие есть Кровь Моя" (Мат. 26,28) - "Сия чаша есть новый Завет в Моей Крови" (Лук. 22,20; 1 Кор. 11,25). Это только символы, к тому же весьма скромные символы, и ничего больше. Однако, символы глубочайшего значения и непостижимой важности.

Хлеб, за который мы благодарим - это тот же самый хлеб, который мы преломляем и от которого вкушаем. Я уже упоминал об этом. Здесь не происходит превращения сущности хлеба и вина в сущность Тела и крови Христова.

Господь Иисус просто говорит: "Сие есть Тело Мое". Когда я показываю своему другу фотографию своей жены и говорю: "Это моя жена", то каждый понимает, что я не подразумеваю под этим кусок бумаги. Но этот кусок бумаги изображает мою жену. Об этом идет речь. Хлеб является наглядным изображением Его преданного за нас Тела, и чаша - таким же изображением Его пролитой за нас крови.

И еще одно краткое замечание о выражении "Также и чашу после вечери". Я не думаю, что речь здесь идет о пасхальной вечере. Во-первых, точно такое выражение находится в 1 Кор. 11,25, где речь совсем не идет о пасхальной вечере. Во-вторых, как там, так и здесь говорится: "после вечери", что означает, при дословном переводе: "после вкушения", "после еды". После того, как ученики вкусили от хлеба. Господь подал им чашу. Пасхальная вечеря могла быть продолжением этого. Лично я убежден, что именно так и было.


За вас предается


Переданные Лукой слова Господа: "за вас" носят такой же личный характер, как и слова, сообщенные Матфеем: "за многих". Вне всякого сомнения, эти оба выражения находятся в совершенной гармонии по отношению друг к другу и к тому поручению, которое Бог даровал этим двум мужам.

Какой любовью и милостью дышат эти слова: "за вас предается", "за многих изливаемая"! Кто в состоянии измерить всю их глубину? Он готовился отдать Свою жизнь для искупления многих, ибо Он пришел не для того, чтобы Ему служили (Мат. 20,28). Никто не мог по справедливости потребовать у Него жизнь, ибо она была совершенным выражением благости и милости Божьей. Никто не мог также взять у него жизнь, ибо ни дьявол, ни люди не имели на это власти. Нет, Он Сам отдавал ее. Он имел власть отдать Свою жизнь и власть опять принять ее. И, поступая так, Он проявлял совершенное послушание, потому Отец любил Его (Иоан. 10,17-18). Достойный поклонения Спаситель! Своим послушанием Он дал Своему Отцу новый повод любить Его. "Потому любит Меня Отец", - так могла сказать только Одна Личность, только Он Один.

Это было высшим выражением любви нашего Господа и Спасителя, что Он предал Себя Самого за нас. Ему да будет за это вечная благодарность и поклонение! Как любил Апостол Павел эти выражения: "за меня", "за вас", "за Церковь" предал Себя! Говоря о Своем Господе как о Сыне Божием, он выражает Свою радость и привязанность к Нему словами: "возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2,20)! В своем послании к Титу он напоминает нам о блаженном уповании и явлении славы великого Бога и Спасителя Иисуса Христа, и затем продолжает: "Который дал Себя за нас" (гл. 2,13). О, если бы мы больше сознавали эту любовь к нам нашего Господа, то больше были бы Ему за это благодарны!

Но не только Господь Иисус отдал Свое Тело, Свою жизнь, всего Себя, но и Бог отдал Его. Он не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас (Рим. 8,32). "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Иоан. 4,10). Бог чудным образом разоблачил и опроверг древнюю ложь змея, что будто бы Он не так благ, как Он говорил, что Он, якобы, утаивает от человека нечто полезное для него. Бог отдал Сына! Как Он с Ним не дарует нам и всего?!

"Благодарение Богу за неизреченный дар Его!" (2 Кор. 9,15).


Завещание Господа


Из Евангелистов опять только один Лука сообщает нам о завещании Господа: "Сие творите в Мое воспоминание!" и, таким образом, дает понять, что речь идет о пребывающем установлении. Из повествований двух других авторов (Матфея и Марка) мы бы не смогли сделать такой вывод. Прочитайте еще раз соответствующие отрывки из Евангелий от Матфея и Марка. Автор этих строк также долгое время не обращал внимания на это обстоятельство.

Какое трогательное обращение заключается в этих словах Господа! Обращение к Своим, за которых Он отдавал жизнь Свою! Он хотел, чтобы мы с любовью вспоминали о Нем, чтобы мы помнили Его любовь, которая за нас пошла на смерть. Конечно, мы связаны и соединены с Ним как с воскресшим Господом, но Он призывает нас вспоминать Его умершего. В вечере мы имеем перед собою (по Его воле) умершего Христа. Хлеб и вино, разделенные друг с другом, напоминают нам как о Нем, умершем за нас, так и о сказанных Им словах. Мы вспоминаем Его как страдающего, умершего и отсутствующего Спасителя. Но мы знаем Его как присутствующего посреди нас живого Господа. Это Он Сам, о Ком в благоговении помышляем мы. Он Сам и совершенство Его любви, которая вся отдана для нас. Весь Его народ, от Пятидесятницы до восхищения, призван к тому, чтобы таким образом помышлять о Нем и воздавать подобающую Ему честь. Люди любят вспоминать о великих делах, совершенных кем-то в их жизни. Завещание Господа нам, Его ученикам, состоит в том, чтобы вспоминать Его умершего. Из всего того, что Священное Писание преподносит нашим сердцам, нет ничего более возвышенного, чем страдания и смерть Спасителя.

И, однако, всегда есть опасность, что мы больше будем заняты собою и своими благословениями, чем Тем, Кто приобрел их для нас. Поистине, дарованные нам благословения неизмеримы и величественны. Мы не можем и не хотим отделить их от него и от Его искупительной жертвы. Но мы способны более заниматься многими славными истинами, чем Им Самим. Он не сказал: "Творите это в воспоминание ваших благословений". Как часто мы останавливаемся на том, что Господь издали привел нас и приблизил к Себе! А ведь имеется еще бесчисленное количество благословений, которые в Нем являются нашими и о которых мы можем размышлять. Но все это не то, что Он имел в виду, держа в руках знаки Своей смерти и говоря: "Сие творите в Мое воспоминание!", каким бы бесконечно великим не было совершенное Им дело и какими бы всеобъемлющими не были Его результаты - Сам Он несравненно более велик. Он достоин нашей привязанности. И Он передал нам дорогое завещание, потому что Он знал, какие мы все забывчивые. Он предвидел, что самые волнующие события, которые когда-либо происходили на земле, так мало будут действовать на наше сердце, поэтому Он заповедал нам Свою вечерю.

Хлебопреломление является неизменным, постоянным установлением в доме Божием до пришествия Господа. Оно ничем не может быть заменено: ни проповедью, ни чем-либо другим. Оно представляет из себя самое важное дело в день Господень. Оставление его означает падение. Однако, этим вопросом мы займемся позднее. А пока зададим себе еще два вопроса:


В какой день и как часто должно преломлять хлеб?


Писание не дает нам на это особых указаний. Из Деян. 2 гл. видно, что первые христиане в Иерусалиме преломляли хлеб ежедневно. Но это, видимо, имело место только в начале и только в Иерусалиме. Позже христиане в Троаде имели обыкновение собираться для преломления хлеба в первый день недели (Деян. 20,7). То, что это было повсеместным обычаем христиан в то время, подтверждается еще одним особым обстоятельством, которое я не хотел бы оставить неупомянутым. По-видимому, Павел прибыл в Троаду не ко дню хлебопреломления, ибо мы читаем, что он провел там семь дней. Это пребывание в Троаде тем более примечательно, что сам-то он чувствовал большое побуждение идти в Иерусалим. Очевидно, он для того пробыл в Троаде так долго, чтобы вместе с верующими в следующий день Господень преломить хлеб. Но после этого, проведя с верующими беседу до рассвета следующего дня, он незамедлительно отправился дальше. Особые собрания для преломления хлеба в течение недели, очевидно, не практиковались.

Также относительно сборов для святых апостол установил, чтобы они каждый первый день недели откладывали у себя (1 Кор. 16,1-2). Видимо, собирание отложенного находилось в тесной связи с преломлением хлеба в первый день недели. Об этом я буду подробнее говорить в 10-й главе.

Что значит: "как часто"? Я не думаю, что Писание делает ограничения. Если бы только у нас доставало для этого духовной бодрости и силы. Я не вижу причины, почему бы нам не преломлять хлеб чаще, чем один раз в неделю. Апостол Павел просто говорит: "Всякий раз, когда вы едите хлеб сей" (1 Кор. 11,26). И однако, хорошо и желательно нам не предаваться самообману в отношении нашего сегодняшнего духовного состояния, но придерживаться практики и порядка, принятого первыми христианами под бдительным оком Апостола. Одно кажется мне несомненным: если мы преломляем хлеб только один раз в неделю, и это нормальный порядок, то, безусловно, этот день должен быть первым днем недели, днем Господним.

Принимать участие в хлебопреломлении один раз в месяц или даже в год - это совершенно не соответствует воле Божьей. Звучащих убедительно объяснений, почему лучше только один раз в месяц или в год преломлять хлеб, более чем достаточно. Однако, чаще всего причиной того, почему так редко исполняется желание Господа Иисуса, является обычай или ошибочное учение. А иногда причина еще глубже: отсутствие любви к Нему или даже явное непослушание. Утверждение же, что от частого исполнения этого святого установления оно теряет свое значение, противоречит как Слову Божьему, так и опыту автора, и вместе с ним, множества святых: чем чаще они участвуют в вечере Господней, тем глубже познают они ее значение, тем сердечнее их привязанность к Тому, Кто установил ее.


Присутствовал ли Иуда при установлении вечери?


На первый взгляд кажется, что на этот вопрос, который так часто ставится и остро дебатируется, дается утвердительный ответ в заключительных словах Господа, записанных в Лук. 22,21-22: "И вот, рука предающего Меня со Мною за столом. Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается".

Я говорю: "на первый взгляд". Чтобы нам ближе подойти к ответу на наш вопрос во свете Писания, я хотел бы прежде указать на принцип, по которому Бог избирал этих четырех Евангелистов и которому они следовали, записывая свои повествования. Из четырех Евангелистов двое были спутниками Господа Иисуса на земле, двое же других - нет: Матфей и Иоанн следовали здесь за Ним, Марк и Лука - нет. Из четырех авторов двое не имели поручения расположить события в хронологическом порядке (Матфей и Лука), другие же двое должны были придерживаться хронологического порядка (Марк и Иоанн). Отсюда следует: из двух мужей, которые не всегда придерживались строгой хронологии, один был спутником Господа, другой нет. Не чудно ли, как Бог все устроил? Не достойны ли Его свидетели нашего полного доверия?

Если мы снова обратимся к повествованию Луки, то увидим, что он располагает события не строго хронологически. Он пишет, как он говорит в начале своего Евангелия, "по порядку" (гл. 1,3), но это означает здесь не хронологический, а логический порядок. Он располагает события в нравственном порядке. Это является ключом к пониманию его Евангелия. Отрывок, который мы сейчас рассматривали, представляет из себя прекрасный тому пример. Вначале Дух Святой показывает нам два Божественных установления: пасхальную вечерю и вечерю Господню (ст. 14-20), и затем, в противоположность этому, он показывает нам состояние и действия людей (ст. 21-34): коварство Иуды, спор между учениками (кто из них больше), предсказание падения Петра.

Если мы хотим получить представление о временном ходе событий, мы должны исследовать оба хронологические повествования Марка и Иоанна и сравнить их между собою. Сам Иоанн не упоминает об установлении вечери, но он делает совершенно ясным тот факт, что Иуда во время вкушения пасхального агнца был разоблачен Господом, что после этого в него вошел сатана и он "тотчас вышел; а была ночь" (гл. 13,21-30). Марк также не оставляет сомнения в том, что разоблачение Иуды произошло до установления вечери (гл. 14,17-21). Таким образом, выход Иуды "тотчас" мы должны представить между стихами 21-м и 22-м 14-й главы Марка. Нет, Иуда Искариот, предатель, не участвовал при установлении вечери Господней, не ел от хлеба и не пил из чаши, которую Учитель подал Своим ученикам.


Песнь хваления


Одними и теми же словами упоминают Матфей и Марк об одном особом, трогающем сердце обстоятельстве: "И воспевши пошли на гору Елеонскую" (Мат. 26,30; Map. 14,26).

Во время пребывания Господа на земле иудеи имели обыкновение, при праздновании пасхальной вечери, петь два псалма: 112-й и 113-й, и именно после "первой чаши". А после "третьей чаши", которую они называли "чашей благословения", они пели псалмы со 114-го до 117-го, последние из, так называемых, "хвалебных псалмов". И если Господь следовал этому порядку (а многое говорит именно за это), то как трогательно помыслить о том, что это были за слова, которые они пели, прежде чем они покинули горницу и вышли в ночь, навстречу страже.

"Объяли меня болезни смертные, и муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою" (Пс. 114,3-4).

"Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. Бог - Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника. Ты - Бог мой: буду славить Тебя; Ты - Бог мой: буду превозносить Тебя. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его" (Пс. 117,26-29).

Песнь хваления! Там не было места земным заботам. Господь смотрит на дело искупления как на уже совершившийся факт, и Он преподает им эту вечерю воспоминания, чтобы они, вкусив полноту христианских благословений, могли бы с любовью вспоминать о Нем. Господь воспевает хвалу, ученики вместе с Ним делают то же - не есть ли это в высшей степени трогательная картина, являющаяся прообразом того, что делает Господь Иисус сегодня: "Посреди церкви воспою тебя" (Евр. 2,12)? Вместо того, чтобы печалиться о том, что они теряют Его, ученики воспевают хвалу. Мы тоже можем делать это. Конечно, в наших собраниях для восхваления нашего Бога и Отца и нашего Господа и Искупителя Иисуса Христа мы не пользуемся песнями Ветхого Завета, которыми израильтяне прославляли Иегову, Бога Израилева. Упоминаемые в Ефес. 5,19, в Кол. 3,16, в 1 Кор. 14,26 псалмы не являются ветхозаветными псалмами, но христианскими хвалебными песнями, ибо ветхозаветные псалмы не могут быть выражением христианского положения и поклонения. Но, в принципе, мы делаем сегодня при хлебопреломлении то же самое, что и ученики в то время: вместе с Господом Иисусом посреди нас мы поем хвалебные песни, причем Он Сам начинает пение (Евр. 2,12). Только бы сердца наши были всегда готовы к этому!

Итак, в Евангелиях мы находим, как было установлено хлебопреломление. В Деяниях Апостолов мы находим, как практиковалось хлебопреломление. В посланиях мы находим истолкование хлебопреломления. Этому последнему, с Божьей помощью, и посвящены следующие две главы.


Далее: ГЛАВА 9. Трапеза Господня

Две стороны преломления хлеба. Неверное поведение из-за незнания новых отношений. Неправильное употребление свободы. Чаша благословения перед хлебом. За идолами стоят бесы. Внешнее участие означает общение. Одно Тело — мы многие. Преимущество и ответственность. Допущение к трапезе Господней. Почему Сам Господь не говорил о Своей трапезе? Это не клерикализм. Поклонение в Духе и истине. ТРАПЕЗА ГОСПОДНЯ в Ветхом Завете.


Назад: ГЛАВА 7. Мы видели Господа

Четыре явления Господа. В КАКОЙ ДЕНЬ они были собраны? ЧТО собрало учеников? КТО был собран? КАК были ученики собраны? Иисус пришел и стал посреди. Воскресшее Тело. Приветствие Господа. Раны Господа. Радость. Поручение Господа. Жизнь в воскресении. «Административное прощение грехов». Вывод.


Оглавление


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть), Германия
© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz