Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Андре Миллер. "История христианской Церкви"


ВТОРОЙ ТОМ. Глава 3


Джон Виклиф


Всякий внимательный читатель при исследовании истории часто будет вспоминать слова предупреждения апостола: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6,7). Почти на каждой странице истории можно найти исполнение этого божественного принципа. Кто весной сеет сорняки, тот не может претендовать пожать осенью пшеницу. Само сокровище благодати Божьей не исключает из себя этого принципа. Хотя Нафан мог объявить царю Давиду, осознавшему свое преступление и глубоко покаявшемуся: "Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь", все же Давид вынужден был испытать строгость пути Божьего весьма глубоко: "И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело... На седьмый день дитя умерло" (2 Цар. 12). Бог приводит Свои неопровержимые законы Своего правления в этом мире, хотя Его необоснованное милосердие изобилует над кающимися искренне и истинно.

Если мы обратимся к только что закончившемуся отрезку нашей истории, то найдем там целый ряд примеров, в которых ясно выставляется на дневной свет этот божественный образ действий. Именно кровавый триумф папы в Лангедоке стал причиной его скорейшей смерти. Вследствие подавления графов из Тулузы и других великих феодальных княжеств Южной Франции, земли, подвластные французской короне, значительно умножились. С того времени короли Франции из сторонников папства превратились в злейших его врагов. Людвиг Девятый издал Прагматическую санкцию, которая предоставляла галликанской церкви большую свободу. Филипп Прекрасный, как мы видели, принудил гордого Бонифация выпить чашу унижения, которую папа нередко вручал европейским королям, до дна, до полного осушения. С 1305 по 1377 год папа в Авиньоне был немногим больше, чем простой вассал Филиппа и его преемников, а с 1377 по 1417 годы папство раскололось само в себе из-за великих разногласий. По праведному воздаянию Божьему, как раз именно те, которые стремились уничтожить других, уничтожили самих себя. Подобное явление мы встречаем и в Англии.


Англия и папство


Усмирение Иоанна (cравн. Том 1) папой Иннокентием Третьим вызвало в истории папства в Англии решительный переворот. В унижении их правителя вся английская нация почувствовала себя униженной. Иннокентий зашел очень далеко. Англия не могла забыть такое оскорбительное обращение со стороны чужеземного священника. С того времени началась антипатия и недовольство в сердцах народа по отношению к римской иерархии. Безграничные притязания папы, его вмешательство в денежные сборы английского епископства вновь и вновь вызывали распри и прямое противоборство между церковью и государством, увеличивая тот разрыв, который уже образовался. Однако именно в тот момент, когда терпение народа по отношению к злоупотреблению папой своей властью казалось исчерпанным, Богу было благоугодно воздвигнуть мощного противника всей иерархической системе, первого человека, который до самого основания потряс папское владычество в Англии. И прежде всего этот человек действительно любил истину и возвещал ее как ученым, так и простолюдинам. Это был Джон Виклиф. Его по праву называют предтечей или утренней звездой разгорающегося дня Реформации.

История прежней жизни Виклифа скрыта тайной неизвестности. Однако повсеместно полагают, что он родился в 1324 году вблизи Ричмонда в Йоркшире в семье бедных родителей. Вероятно, вследствие своих незаурядных умственных способностей он с раннего детства был определен на ученость, чем, как нам сообщается, в те дни могли проложить себе дорогу даже самые бедные. Англия была страной школ; всякая основная церковь, да почти всякий монастырь имел свою школу. Однако все молодые люди, имеющие выдающиеся способности, если им позволяли обстоятельства и средства, стремились в Оксфорд или Кембридж. Как и во всем остальном христианстве, так и в Англии пробудившееся стремление к наукам и познаниям наполняло высшие школы тысячами студентов.

Виклиф обучался в Оксфорде, где он имел привилегию посещать лекции праведного и высокоученого Томаса Брадвардина. Из его трудов черпал он свои первые познания о свободной безграничной благодати Божьей и полной бесполезности всех человеческих заслуг в отношении спасения погибшего грешника. Труды же Гростэте в то же время открыли его глаза на антихристианскую сущность папства.

Неустанно деятельный дух Виклифа вскоре до тончайших подробностей изучил гражданское, церковное и государственное право, однако все свое пристальнейшее внимание он обращал на теологию и в действительности не на тот бесконечный ряд поучительных цитат, которые в те дни преподносились и навязывались жаждущим знания ученикам, но на те божественные познания, которые даются Духом Святым по исследовании самого Священного Писания. В достижении этой цели ему приходилось вести борьбу со многими большими трудностями. Это было обучение, которое не поощрялось церковью и о котором абсолютно никто не заботился. Священный текст пренебрегался, а изречения ученых-схоластиков заняли место нелицемерного Слова Божьего. Древние языки Ветхого и Нового Заветов в Англии были почти неизвестны. Однако несмотря на эти многие обескураживающие и наводящие уныние затруднения, не имея никаких вспомогательных средств, Виклиф продвигался вперед с невозмутимым упорством.


Виклиф и монахи


В 1349 году, когда Виклиф достиг двадцати семи лет жизни и вместе с другими студентами получил звание, Англия была поражена ужасной моровой язвой, прозванной "черной смертью", которая вначале появилась в Татарии. После того, как она обезлюдила различные азиатские страны, через море она была перевезена в Грецию, откуда быстро распространилась по всей Европе. В некоторых местах смерть уносила четверть населения, в других - даже до половины. Когда эта ужасная болезнь вступила в Англию, она исполнила праведную душу Виклифа мрачной тревогой и предчувствием грядущего. Это для него явилось как бы последней трубой, которую он слышал, и он верил, что близок последний день суда. Исполненный серьезных мыслей во взгляде на вечность, он провел целый день и целую ночь не выходя из своей комнаты, пребывая, вне сомнения, в уединенной искренней молитве, чтобы Бог Сам путеводил им. Из этой комнаты он вышел несгибаемым борцом за истину, черпая свою силу в Слове Божием.

За свою ревность и верность в проповеди Евангелия он по праву получил прозвище "учитель Евангелия" (доктор Евангелия). Особенно он старался проповедовать перед простолюдинами по воскресеньям, никогда не упуская такой возможности. Однако что приобрело ему славу и популярность в Оксфорде, так это защита университета от наглости нищенствующих монахов. Бесстрашно и беспощадно напал он на этот орден и объявил его величайшим злом в христианстве. Тогда существовало четыре таких ордена: доминиканцы, минориты или францисканцы, августинцы и кармелиты. Все они были весьма распространены в лучших частях Европы. Как ранее в Париже, так сейчас в Оксфорде они прилагали все свои силы, чтобы одержать верх. Они не упускали ни малейшей возможности привлечь молодых студентов в свои монастыри и склонить их примкнуть к нищенствующему ордену, не испрашивая на то разрешения у родителей. Это бесчинство, наконец, приобрело такой размах, что многие родители уже не отваживались отпускать своих детей в университеты. В Оксфордском университете проходило обучение одновременно тридцать тысяч юношей, и вот по вышеназванной причине численность обучающихся упала до шести тысяч. Епископы, пресвитера, теологи и почти все университеты боролись против этих архиплутов, но без особого видимого успеха, потому что их защищал папа, предоставляя им большие привилегии.

Виклиф смело и успешно приложил топор к самому корню этого всеобщего зла. Под заголовками "Против искус ного нищенства", "Против праздного нищенства" и "Об обнищании Христа" он обнародовал многие сочинения, которые со всей беспощадной остротой обличали злой промысел нищенствующих монахов. Он не только осуждал монашеское нищенство вообще, но и называл весь орден скопищем здоровых бездельников-попрошаек, которым не должно разрешать растлевать землю. Он обвинял их теоретически и практически в пятидесяти заблуждениях. Он обвинял их в подаяниях, которые они отнимали у бедных, остро порицал их бессовестную систему находить новых приверженцев и уводить всех людей от света своими баснями и легендами; он бичевал их лицемерную показную святость, их льстивое поведение по отношению к великим и богатым, которых они должны были более обличать за их грехи, их стремление к богатству, их сребролюбие, для получения чего им хороши все средства, их мания возводить великолепные монастырские здания и т. д.

Смелые выступления Виклифа приветствовались его друзьями в школе и церкви с радостью. Ему оказывались всякого рода почести. Однако наряду с друзьями он обрел также множество врагов. Монахи подробно рассказали папе все, что происходило. В 1361 году Виклиф был назначен настоятелем Валлиол - Коллегии и пастором в Филлингхаме. Его точное знание Священного Писания, чистота его жизни, его непоколебимое мужество, его красноречие и ученость, его воодушевленные проповеди среди низких сословий делали его предметом всеобщего изумления. Он твердо стоял на утверждении, что спасение получается только верою, действующей через благодать Божию без какого-либо дела со стороны человека. Это божественное учение не только наносило вред видимой церкви, но касалось самих основ всей папской системы. Руководимый Самим Богом, Виклиф начал свой труд на верном месте и верным способом. Он проповедовал Евангелие и излагал Слово Божие понятным для народа образом. Так насаждал он в сердцах те великие истины, которые позднее привели к освобождению Англии от тиранского гнета Рима.


Виклиф и мирское правительство


Слава Виклифа как защитника и проповедника истины и свободы проникла далеко за пределы стен Оксфорда. Папа и его кардиналы боялись его и с боязливым опасением следили за всеми его действиями. С другой стороны, парламент. и король были очень высокого мнения о его справедливости и прозорливости ума, так что они просили у него совета по делам, касающимся церкви и государства.

В 1366 году возникли серьезные разногласия между папой Урбаном Пятым и тогдашним королем Англии Эдуардом Третьим. Причиной тому послужило обновленное требование папы о плате ежегодной подати в тысячу марок, что некогда обязался выплачивать король Иоанн римскому престолу как признание господства папы над королевствами Англии и Ирландии. Оплата этой позорной подати не всегда исполнялась, в течении же последних сорока трех лет совершенно не производилась. Урбан желал получить всю задолженность. Эдуард заявил, что он решительно намерен управлять своим государством в свободе и независимости от папства. Парламент и народ стояли на его стороне. Надменное требование папы вызвало в Англии великое волнение. Для окончательного разрешения этого вопроса, который затрагивал интересы христианства, были созваны обе палаты парламента. Вызвали и Виклифа, который к тому времени являлся капланом короля, поручив ему дать ответ на требование папы. Он выполнил это с такой компетентностью, что ясно доказал, что ни церковные, ни папские законы не имеют власти требовать от суверенных правительств никакой подати, что это находится в противоречии со Словом Божьим и что папство с этого момента лишается всяких притязаний на королевство Англии. Аргументация Виклифа нашла полнейшее одобрение лордов, составлявших парламент, и они единогласно решили обеспечить независимость короны от любых притязаний Рима.

В 1372 году Виклифу было присвоено звание "профессора Божьей учености". Это стало важным шагом в деле истины и было использовано Господом для исполнения Его намерений благодати. Как доктор теологии Виклиф имел право проводить лекции о Слове Божием и об учениях Церкви. Среди студентов и молодых теологов в Оксфорде он пользовался таким авторитетом, что все, что бы он ни говорил, воспринималось, как слова оракула. Таким образом, он был в состоянии оказывать в высшей степени благотворное влияние на многочисленных своих слушателей.Книгопечатание тогда еще не было изобретено, а изготовление манускриптов было связано с большими затруднениями и затратами, так что студенты в основном черпали свои познания из высказываний и наставлений своих профессоров. Сотни молодых людей, которые были слушателями богодухновенных наставлений Виклифа, позднее выступали публично, чтобы вширь и вглубь сеять драгоценные семена истины Божьей, которые в свое время были обильно посеяны Виклифом в их сердца.


Виклиф в Авиньоне


Хотя антипапские мнения Виклифа были хорошо и широко известны, все же до этого момента он не был втянут в прямую борьбу с Римом. Однако в 1374 году ему дали задание посетить папу Грегора Одиннадцатого, резиденция которого находилась в Авиньоне. Цель этого визита состояла в том, чтобы добиться отмены кричащего злоупотребления со стороны папы при распределении духовных должностей в английских церквях. Высшая пошлина в таких обстоятельствах должна была вноситься в казну папского престола. Мы ничуть не сомневаемся в том, что Господь допустил это, чтобы показать Виклифу, что именно папский двор был источником и исходным пунктом такого нечестия и безбожия. Постороннему поверить в это было бы трудно. После своего возвращения из Авиньона Виклиф превратился в открытого, прямого и опасного противника Рима Познания, которые он получил в Авиньоне и в Брюгге, смогли укрепить его в большей мере в ранее высказанных им свидетельствах против папства, что самонадеянные притязания его бесчестят всякое истинное Божье основание. Неустанно прилагал он теперь все свои возможности и силы в своих лекциях и научных диспутах в Оксфорде; пытался в пасторских посланиях к овцам Господня стада ясно изложить свои мысли о папской системе, а так же стремился довести это до более низких сословий полным вдохновения, но в то же время простым и понятным языком написанных трактатов. Сильным потоком изливались теперь долго удерживаемые им возмущение и гнев против растления римской церкви. "Евангелие Иисуса Христа, - говорил он, - есть единственный источник истинной религии. Папа - антихрист, гордый надменный мирской священник Рима, достойнейший всякого проклятия, денежный вор, выворачивающий кошельки". Гордость, сребролюбие, расточительство и разврат вождей церкви подпадали под его резкое разоблачение. Поскольку сам он был человеком безупречной нравственности, глубочайшей богобоязненности, несомненной честности и всепокоряющего красноречия, то студенты толпами стекались к бесстрашному профессору.


Виклиф объявляется закоренелым еретиком


Виклиф находился в апогее своей славы, ему было оказано множество доказательств королевской милости. Вскоре после его возвращения из Авиньона король наградил его за верную службу церковным приходом Луттерворт в Лайцестершире, где он провел остаток своей жизни. Однако из своего нового местожительства он часто посещал Оксфорд. В то же время, в этом для него была заложена серьезная опасность. Виклиф поднял свой громкий голос в городе и в округе против падения церковной дисциплины, бесстыдства духовенства, против невежества и косности, постыдных злоупотреблений, направленных на прикрытие явных преступлений духовенства, пользующегося правами церковнослужителей. Таким образом, все духовенство стремилось обезопасить себя от этого мужественного неподкупного Реформатора. Он был обвинен в ереси и в феврале 1377 года вызван на духовный суд.

Виклиф тотчас принял приглашение. В сопровождении герцога Джона Ланкастера и лорда Перки, маршала Англии, он направился в Лондон, где в церкви Святого Павла суд проводил свое заседание. Эти оба носителя высокого почетного сана, вне сомнения, принимали здесь участие по мотивам политического свойства, и их присутствие оказывало мало чести имени и делу Виклифа. Однако в истории Реформации мы часто встречаем обращающее на себя внимание смешивание религии с политикой. Вильгельм Куртенай, сын Ярла из Девона, лондонский епископ, был назначен архиепископом Кантерберийским Судберийским, председателем собрания. Гордому надменному епископу было весьма не по нраву видеть опаснейшего еретика в сопровождении таких высоких особ Англии. Наплыв народа послушать такое интереснейшее судебное заседание был настолько велик, что маршал должен был прибегнуть к достоинству своего служебного положения, чтобы проложить себе и сопровождающим его лицам дорогу к судьям. Куртенай был возмущен, горел от негодования за применение маршальской грубой силы внутри святого помещения кафедрального собора.

"Если бы мне было известно, милорд, - обратился он к Перки, - что вы будете здесь в церкви Господней так вести себя, то я бы принял меры, чтобы воспрепятствовать вашему входу." Ланкастер, который, будучи сыном короля Эдуарда, уже тогда управлял государством, холодно ответил: "Маршал, если только потребуется, быстро наведет порядок и воспользуется своим положением, несмотря ни на каких епископов." Когда же они, наконец, достигли места судей, которые восседали там либфрауэнкапелле, Перки потребовал для обвиняемого места. Куртенай, который не мог сдерживать далее своей ярости, громким голосом воскликнул: "Он не должен сидеть! Преступники стоят перед судьями!" С обеих сторон посыпались гордые враждебные выкрики. Герцог поклялся смирить гордость Куртеная, да и всего духовенства Англии. С лицемерным смирением епископ отвечал, что всю свою надежду он полагает единственно на Бога. Спор, наконец, разгорелся с такой яростью, что невозможно было провести намеченного заседания. Собрание было распущено в состоянии великого мятежа. Сторонники епископа, вне сомнения, напали бы на герцога и на маршала и вытолкнули бы их из церкви, если бы те заблаговременно не обезопасили себя сильным сопровождением. Виклиф, который молча взирал на развитие бурной сцены, безопасно был выведен под их защитой.

Хотя весь народ в те времена исповедовал римскую церковь все же и тогда были склонные к реформам. Их называли виклифитами. При возникновении мятежа они поразумному разошлись по домам. Приверженцы епископа заполнили улицы с дикими возгласами и привели в движение чернь. Среди дикого шума и гама поток мятежной толпы устремился к дому маршала. Двери были сорваны, все комнаты обысканы; не найдя там Перки, они подумали, что тот может скрываться в доме герцога Ланкастера. Все устремились туда. Савойский дворец считался тогда самым великолепным дворцом во всем королевстве. Один священник, который имел несчастье заступиться за Перки, был тут же убит. Герцогская охрана была схвачена и всех их повесили на висельнице, как предателей; дворец был разграблен. Епископ, имеющий основание опасаться результатов такого дикого беззакония, чтобы предотвратить дальнейший беспорядок, приложил все усилия к усмирению толпы.


Виклиф и папские буллы


Несмотря на ярость епископов, Виклиф невозмутимо продолжал проповедовать с неослабевающей ревностью за истину и наставлять народ. К этому времени было уже двое пап, соперничающих между собой: один - в Риме, а другой в Авиньоне. Этот период в истории папства назван "схизмой" (раскол) и разными писателями прозван "расчленение или удвоение антихриста". То, под чьим руководством продолжалась так называемая "апостольская преемственность", предоставляется на суд читателей. Виклиф осудил обоих пап как антихристов, и его слова нашли в сердцах и душах народа громкий отзвук. Перед глазами изумленного христианства стало развертываться в высшей степени прискорбное зрелище. Римский папа объявил своему сопернику войну и был проповедан крестовый поход. Те же самые привилегии и отпущение грехов были обещаны всем, кто примет участие в этой святой войне, как это случалось в бытность крестовых походов в святую землю. Повсеместно по постановлениям церковных вождей, преданных римскому папе, проводились открытые молитвенные собрания, в которых призывалось небесное благословение на римскую сторону, на их оружие. Епископы и духовенство получили повеление собрать с вверенных им стад взнос для поддержания этого святого дела.

Крестоносцев возглавил молодой воинственный епископ из Норвиха Спенсер. Они завоевали во Франции Гревелинг и Дюнкерк. Однако эта папская армия, возглавляемая епископом, действовала с такой бесчеловечностью, что даже в те суровые времена это было неслыханным. Мужчины, женщины и дети без малейшей жалости и различия были убиты мечом; в руках самого епископа был обоюдоострый, мощный, страшный меч, который он с удовольствием пускал в ход на кровавую бойню людей.

Такое предприятие могло иметь только печальный конец. Оно потрясло папство до самого основания и было делом весьма благоприятным для нашего реформатора. Однако папы продолжали и далее преследовать "закоренелого еретика" всеми возможными средствами. Было переслано обвинительное письмо из девятнадцати пунктов Грегору Девятому, и тот послал в ответ пять булл в Англию: три к архиепископу, одну к королю,одну в Оксфорд. Все получили требование расследовать пагубное учение Виклифа. Возлагаемые на него обвинения в лжеучении состояли в основном не столько в вопросах исповедания веры римской церкви, сколько касались власти духовенства. Он обвинялся в том, что вновь обновил пагубное заблуждение Марселия Падуанского и Джона Гавдуна, этих двух еретиков, которые защищали мирское правительство от папства. Виклиф был вторично позван предстать перед теми же папскими судьями, однако заседание проходило на этот раз не в том городе, но в Ламбете, резиденции архиепископа Кантерберийского. Виклиф уже не имел на своей стороне герцога Ланкастера и лорда-маршала, но он положился на живого Бога. Народ. заботился о том, чтобы он, приведенный в яму львов, не был растерзан ими, поэтому многие жители Лондона теснились вокруг капеллы в Ламбете. Вожди впали в большое беспокойство, взирая в блестящие гневом глаза и напряженное внимание толпы. Едва они начали свой процесс, как к ним было доставлено послание матери молодого короля, вдовы всем известного черного принца, где она запрещала выно сить какой-либо решительный приговор против учения или образа действия Виклифа. "Епископы, - рассказывал Уолсингэм, папский адвокат, - которые объявили о себе, что несмотря ни на какие угрозы или обещания, даже под угрозой их собственной жизни, должны исполнить свой долг, были как тростник, склоняемый ветром то в ту, то в другую сторону, и при прослушивании отщепенца вели себя так неспокойно и трусливо, что их речи были подобны елею, призванному сгладить и уменьшить свои же претензии, и обращались во вред всей церкви. И когда Клиффорт в своей помпезной речи объявил послание, то на них напала такая робость, что все они похожи на единого человека, "который оглох и в устах которого не осталось слов". Таким образом, тот "лжеучитель и отъявленный лицемер" избежал рук вершителей правосудия и более уже никогда не призывался предстать перед прелатами, да и миссия их по этому вопросу со смертью Грегора Девятого была снята."

Смерть Грегора и великое раздвоение папства по милостивому управлению Бога послужили для избавления Виклифа из рук самых жестоких и заклятых его гонителей. Они стремились сокрушить свою жертву силою своей власти, но Бог обратил в ничто все их попытки. Виклиф, как и прежде, продолжал словом и пером распространять дело истины и религиозной свободы. В это время он организовал общество миссионеров - проповедников, которые путешествовали по странам, проповедуя Евангелие Иисуса Христа, оставаясь при этом послушными словам Господа, оставаясь в доме, гостеприимно принимавшем их, а так же в отношении всего необходимого в этом деле, уповая только на Него. Их звали "бедными священниками", их преследовало и гнало духовенство, но простота их поведения, искреннее усердие, которое являли собой эти миссионеры креста Христова, все более и более собирали вокруг них новые толпы народа.


Виклиф и Библия


Мы не желаем более задерживаться на вопросах повседневной деятельности Виклифа и неустанных стараниях его врагов помешать ему в этом, но обратимся к главной и значительной работе всей его деятельной и плодотворной жизни, а именно: переводу Священного Писания (Библии) на английский язык. Мы уже видели, с какой смелостью и мужеством он разоблачал бесчисленные злоупотребления папства, излагал истины студентам, проповедовал Евангелие бедным; теперь же мы видим его за работой, которая могла стать для его собственной души делом наивысшего значения, которая привела его в больший,чем это было раньше, контакт со Словом Божьим. Он отверг лжеучения Рима не прежде, чем точнее познакомился с Библией. Есть великая разница между созерцанием внешнего богослужения священников, злоупотребляющих Священным Писанием, и проникновением в промысел и помышления Бога по учению Его Слова.

Как только переводился определенный отрывок Слова Божьего, тотчас начиналось переписывание переведенного и распространение Библии по частям, а затем и всей (весьма быстро) - по обширным территориям. Так Слово Божие стало доступным даже малограмотным, простым гражданам, солдатам и низшим классам и сословиям народа. Люди были просвещены, души спасаемы и Бог прославляем. "Виклиф, - сказал один из его противников, - превратил Евангелие в предмет всеобщего достояния, так что оно стало доступным всякому мало-мальски умеющему читать мирянину, что ранее было доступно лишь высокообразованным и духовенству, так что жемчужины Евангелия брошены под ноги свиньям, чтобы они были растоптаны." В 1380 году английская Библия была переведена полностью. Несколько епископов спустя десять лет предприняли попытку через парламент достичь предания Библии проклятию, так как через нее, по их мнению, возникали ереси. Но Джон из Ланкастера объявил, что английская нация не позволит в такой мере унизить себя, чтобы отвергнуть Библию, написанную на родном языке. "Слово Божие, утверждал он, - есть вера Его народа! Папство и все его духовенство исчезнут с лица земли, но вера не прекратится и не постыдится, ибо она основана на Едином Иисусе, на Нем, нашем Боге и Учителе". Так, попытка уничтожить Библию была полностью разбита. Это послужило лишь тому, что Библия стала распространяема еще быстрее и с большей ревностью, привлекши к себе всеобщее внимание. Прежде всего это были те "бедные священники", которых употребил Бог, как некогда "бедных людей из Лиона", чтобы более распространить познание Его драгоценных истин.

Читателю-христианину будет не трудно узреть десницу Господню в этом великом деле. Мощнейшее Божье оружие, через которое должна была произойти Реформация шестнадцатого столетия, было теперь готово и находилось в руках народа. Живое Слово Божие, которое пребывает вечно, не лежало теперь под слоем пыли на монастырских полках без надобности, без пользы и недоступным для массы народа; оно для массы малограмотных людей уже не было книгой за семью печатями, из которой священник сообщал лишь в той мере, в которой ему было выгодно и сколько он мог; эта Книга была передана в руки английского народа в полное и свободное распоряжение. Отныне она могла говорить непосредственно к душе погибающего, нуждающегося во спасении грешника и свидетельствовать ему о безграничной любви Бога, явленной в том, что Он отдал в жертву Своего Единородного Сына, кровь Которого очищает от всякого греха.


Переводы Библии по частям


Первая попытка перевести одну часть Священного Писания на родной язык, кажется, была предпринята в седьмом столетии. До этого периода в Англии находился только латинский перевод, и был он в основном в руках духовенства, так что весь народ пребывал в исключительной зависимости от наставлений своих духовных пастырей. Эти наставления были достаточно скудны, так как знания большинства священников простирались не более и не далее того, что требовалось при богослужении.

Беда Достопочтенный передает нам о стихотворении на англо-саксонском наречии, которое в достаточной степени верности содержит духовные цитаты из Слова Божьего и приписывается знаменитому Цедмену. Хотя оно из-за своего стихотворного характера не заслуживает перевода при Священном Писании, все же может быть рассматриваемо как благословенное начало переводческого труда, за что мы должны быть весьма благодарны Богу, ибо это возбудило других одаренных особ продолжить начатое в более точном переводе.

В восьмом столетии Беда перевел на англо-саксонский язык апостольский символ веры и молитву Господню, передав это священникам, которые не знали латинского языка. Одной из последних его работ был перевод Евангелия от Иоанна. По всеобщему мнению, это первый перевод части Священного Писания на язык страны. Беда умер в 735 году.

Король Альфред признал для своего государства весьма полезным и благотворным дать в руки народа всю Библию. Посредством и при помощи ученых, находившихся при его дворе, он перевел часть Псалтири, и, полагают другие, четыре Евангелия. Эльфрик, ученый аббат Энезамского монастыря в графстве Оксворда к концу десятого столетия перевел на англо-саксонский несколько книг из Ветхого Завета.В начале правления Эдуарда Третьего Вильгельм из Шорехама перевел Псалтирь и вскоре его примеру последовал Ричард Ролле, священник из Хамполе. Этот присовокупил к его переводу псалмов истолкование на английском языке. Он умер в 1347 году. Однако при благословенном управлении Бога приближался тот момент, когда Он, не взирая на судорожное и мощное сопротивление врагов истины, благоволил дать в руки английского народа все Свое драгоценное Слово чрез верного служителя.

Виклиф получил много предупреждений и угроз, в некоторых случаях с трудом избежал темницы и костра. Однако ничто не могло остановить его продолжать свой путь, на который он уже давно встал. Бог разрешил ему закончить дни своей жизни среди вверенного ему стада. 29 декабря 1384 года, когда он еще бодро трудился, с ним приключился приступ, и через два дня он испустил свой дух.


Размышления о жизни Виклифа


Смелый свидетель и великий реформатор оставил арену боя и вошел в покой, чтобы там получить награду за свой труд. Учение, которое он распространял с такой неустанной и непрестанной ревностью, не могло умереть. Его имя для священников Рима оставалось таким же страшным, как и прежде. "Каждый второй человек, - пишет один из злейших его противников, - есть виклифит." От этого ненавистного профессора Оксфордского университета жажда познания истины получила такой толчок, что он был ощутим даже в самом отдаленном уголке не только Англии, но и всей Европы, и так продолжалось и в грядущие столетия. Никто так превосходно и справедливо не оценил влияние библейской деятельности Виклифа, как доктор Лингард, римский историк. Он пишет: "Виклиф сделал новый перевод, размножил его с помощью нескольких переписчиков и послал через своих "бедных священников", рекомендовав своим сторонникам тщательно изучить его. В их руках это превратилось в чудодейственное оружие. Люди чувствовали себя польщенными приглашением самим делать собственный выбор; в высших же сословиях народа, которые были знакомы с знаниями письменности и чтения, новое учение незаметно завоевало множество сторонников и защитников, дух ревностного личного исследования Библии; было посеяно семя, из чего восстала религиозная революция, которая менее чем столетием позже повергла народы Европы в изумление." Многие учения Виклифа далеко предвосхищали время, в которое он жил. Он заблаговременно выставлял свое учение, свои принципы более просвещенному потомству. "Лишь Священное Писание есть истина", имел он обыкновение говорить, и на этом основании покоились его учения. Почему такое незыблемое действие имели его святые истины, которым он учил? Это, как мы уже отмечали, заключалось в переводе и распространении Библии. Такой труд возложил на все его прежние дела, на всю его прожитую жизнь неувядающий венец славы Божьей.

До тех пор, пока Виклиф ограничивался своими разоблачениями антихристианского духа Рима, мирских помыслов и сребролюбия духовенства, а также безбожного учения папства, он мог рассчитывать на многих сильных благодетелей и заступников. Он безнаказанно мог раскрывать злоупотребления развращенной системы и бороться с этим, но как только он поднялся на более высшую ступень позитивной истины благодати Божьей, то число и ревность его сторонников резко сократились. То, что он бесстрашно отстаивал свое учение, привело к тому, что за два года до своей смерти он был изгнан из Оксфорда. Однако под милосердным водительством Божьим это послужило во благо ему, ибо в конце его перенапряженной и бурной жизни Бог создал ему краткий период покоя и отдыха. Многие годы проповедовал он отличное учение грядущих реформаторов шестнадцатого столетия и прежде всего Кальвина. Относительно печального учения Рима о спасении по делам он высказался следующим образом: "Верить в возрождение вновь по силе и делам человека есть величайшая ересь Рима; это лжеучение приблизило падение Церкви. Обращение исходит единственно от Бога, и система, приписывающая это отчасти человеку и отчасти Богу, хуже, чем пелагианство. Христос - единственная основа христианства; кто оставляет этот источник, непрестанно дающий жизнь, и обращается к заболоченным застойным водам, есть безумец! Вера - это дар Божий, она устраняет всякие заслуги человека и должна изгнать из сердца всякий страх. Да подчинятся христиане непосредственно Слову Божьему, но не словам священника. В первоначальной Церкви было только две должности: епископ и дьякон. Старейшина или епископ или наставник - это было одно лицо. Наивысшее призвание, которое может иметь человек на этой земле, это проповедь Слова Божьего. Истинная Церковь есть собрание святых, за которых Господь Христос пролил Свою кровь". Почти сорок лет предопределено было Виклифу проповедовать эти дивные истины, распространять сочинения среди мрака идолопоклонства папства, среди печальнейших форм мирских помышлений духовенства и равнодушия окружающих, выступать с великой ревностью и мастерством.


Лолларды*


* Происходит от слова того времени "лоллен", что обозначает глагол "петь" Примечание переводчика.

Виклиф при своей жизни не организовал никакой отдельной партии или общины, однако сила его учения обнаружилась после его смерти в численности и усердии его учеников. Под общим оскорбительным прозвищем "лолларды" они были настолько многочисленны, что их можно было увидеть и в хижинах простолюдинов, и во дворцах князей. Они отвергали авторитет Рима и утверждали единственный и безграничный авторитет Слова Божьего. По их мнению, служители Христа должны были быть простыми и не должны стремиться к земной выгоде или богатству, но должны вести духовную жизнь. Некоторое время они находили столько одобрения и такой успех, что, казалось, уже наступило время всеобщей Реформации для Англии.

В 1395 году последователи Виклифа послали в органы народного представительства просьбу об отмене учений о целибате, о превращении хлеба и вина при вечере в кровь и плоть, о молитвах за усопших, поклонении иконам и тайной исповеди и многих других злоупотреблениях римской церкви; копию своего ходатайства они прибили на воротах церкви Святого Павла и Вестминстерского аббатства. Однако их просьба в тот момент осталась неуслышанной и неисполненной, поскольку умы были возбуждены в то время серьезными политическими волнениями. Король Ричард Второй, сын популярного "Черного Принца" был свержен с престола и умер; на его место вступил сын известного герцога из Ланкастера и под именем Генриха Четвертого взял в свои руки бразды правления. Он был первым из этого дома, взошедшим на трон Англии. Поскольку старый герцог из Ланкастера был другом и защитником Виклифа, то сторонники Виклифа ожидали, что найдут в его сыне такого же доброго заступника в их деле. Но вскоре они увидели,что весьма ошибались: архиепископ Арундель, непримиримейший враг лоллардов, имел великое влияние на короля, поскольку он посодействовал ему в восхождении на трон Англии более, чем все остальные его сторонники. К тому же Арундель происходил из знатного рода, был горд, бессовестен, искусный государственный деятель, посвященный во всякого рода лукавства и вероломства священства. Его план состоял в том, чтобы при помощи короля погубить лоллардов, и это был человек, способный претворять в жизнь свои планы. Первым действием короля Генриха на троне было то, что он объявил себя поборником духовенства и монашества и защитником их прав против их врагов.


Закон о сжигании еретиков


До начала пятнадцатого столетия в Англии не существовало закона о предании еретиков смерти через сожжение огнем. Во всех частях остального христианства мирское правительство превратилось в исполнителя духовной власти. Англия же в этом отношении стояла обособленной; без судебного заключения никто из церковных служителей не имел права убивать преступников Церкви. "Во всех других странах, - пишет Милман, - судопроизводство над преступниками церковного закона мирское правительство передало в руки духового судопроизводства. Слушание производилось церковным правосудием или же инквизицией. Однако сама Церковь, по лицемерному заявлению священников, не должна была оскверняться кровью. Потому духовенство приказывало другим, и зачастую при помощи ужаснейших угроз, прикреплять их жертвы к позорному столбу и разжигать костер, чтобы таким образом отвести от себя вину в убийстве подобных себе созданий таким чудовищнейшим образом." Однако наступило время, когда такое благородное отличие от Англии других стран должно было быть прекращено. Чтобы обрести благосклонность духовенства, Генрих издал эдикт, в котором повелел заживо сжигать непокорных Церкви еретиков. Между тем, лживые языки священников и монахов позаботились о том, что это постановление короля было вызвано потому, что повсеместно распространились слухи, волнующие страну, о бунтарских и опасных намерениях лоллардов.

Так, в 1400 году сожжение еретиков было возведено в государственный закон Англии. "Публично, - гласил он, на видном возвышенном месте на глазах всего народа неисправимые еретики должны сжигаться заживо." Как только первосвященник Англии и его епископы получили таким образом свободу действия, тотчас пустили свои руки в великой радости и усердии на исполнение своего чудовищного замысла.

Первой жертвой этого эдикта стал Вильгельм Заутрей. Он стоит во главе мучеников-виклифитов. Он был проповедником в Лондоне. Из-за страха перед предстоящими ему мучениями при первом заседании он воззвал о помиловании. Его освободили, и он снова возвратился в Лондон. Однако мало-помалу он опять обрел силу и мужество и начал вновь проповедовать Евангелие и разоблачать лжеучения, господствующие в римской церкви. Он был схвачен вновь и осужден на сожжение как еретик-рецидивист. Торжество лишения святости пресвитерства со всеми деталями и формальностями совершалось над ним в церкви Святого Павла. Затем Заутрей был передан государственной власти, и впервые воздух Лондона омрачился копотью этим нового рода, человекоубиением.

Второй жертвой этого кровожадного эдикта стал простой рабочий по имени Джон Бадби. Преступление, в котором он обвинялся, состояло в том, что он отвергал учение о видоизменении материи при вечери. Он был доставлен из Ворчестера в Лондон, чтобы там предстать перед заседанием. Великое множество носителей церковного достоинства прибыло на это прослушивание. Кроме обоих архиепископов из Кантербери и Йорка здесь присутствовали епископы из Лондона, Винчестера, Оксфорда, Норвича, Сэйлзбери, Бата, Бангора, из Св. Давида, равно как и канцлер государства Эдмунд, герцог из Йорка. Арундель приложил много усилий, чтобы убедить Бадби, что освященный хлеб на самом деле является телом Христа. Ответы обвиняемого были просты и ясны и свидетельствовали о великом мужестве и непоколебимой твердости. "Если в действительности, - отвечал он, - каждая просфора после того, как священник освятит ее на алтаре, является телом Господним, то в Англии существует не менее двадцати тысяч богов. Я же верую в Единого Всемогущего Бога." Поскольку Бадби был непреклонен и несговорчив, то его осудили на сожжение заживо. Случилось же так, что принц Уэльский проезжал мимо позорного столба, когда зажигали костер. Возможно, он появился здесь преднамеренно, желая увидеть необычноe зрелище и испытать острое ощущение. С изумлением взирал он на мученика, который стоял у столба спокойно и преклонно, тогда как его палачи были заняты огнем. Пламя подходило все ближе и ближе к еретику, вот оно коснулось его ног, и - "О, победа!" - с его губ сорвался звук. Принц захотел призвать к милости его судей и приказал погасить костер. Это было исполнено. "Не желаешь ли ты отказаться от ереси? - спросил он затем. - Не желаешь ли ты возвратиться в лоно материнской церкви? Если ты пожелаешь, то ежегодно будешь получать пособие из королевской казны." Но Бадби остался непоколебимым. Не к человеческой милости взывал он, но предал себя благодати Божьей. В ярости принц приказал вновь водворить его в пылающий костер, и мученик триумфально закончил свою жизнь в пламени огня.


Конституция Арунделя


Ободренное благосклонностью короля, духовенство приняло конституцию, известную под названием конституции Арунделя, в которой, под угрозой строжайших наказаний, запрещалось читать Библию и книги Виклифа, в которой папа объявлялся сверхчеловеком, а в действительности Самим Богом. Преследование разгорелось и разбушевалось теперь по всей Англии. В архиепископском дворце находилась темница, известная под названием "башня лоллардов," которая быстро наполнялась последователями Виклифа. Однако и в королевских покоях находился заключенный и, возможно, намного более несчастный, чем так называемые заключенные виклифиты в архиепископской темнице. Смерть, предвозвестница суда всех непримиренных грешников, явилась и похитила Генриха Четвертого с этой земли в 1413 году. Последние годы жизни короля уже на этой земле были весьма омрачены тягчайшей болезнью. Отвратительная сыпь обезобразила все его лицо. Однако как бы ни было временное страдание невыносимо тяжким, что это может означать по сравнению с вечной погибелью, с изгнанием души от близости Господней, туда, где червь не умирает и огонь не угасает, где совесть острыми зубами непрестанно грызет душу и осужденный не имеет покоя ни днем, ни ночью? Насколько серьезны и торжественны истины о смерти, суде и вечности!

Молодой Генрих, который как принц был свидетелем сожжения Бадби, теперь под именем Генриха Пятого взошел на трон. Однако, кажется, тот триумф, который торжественно праздновала благодать Божья над тем простым, до смерти отважным свидетелем, не оставил в сердце юноши никакого следа. До своего вступления на трон он был в высшей степени самонадеян, вел необузданную жизнь и мало заботился о религии и церкви. Таким образом теплилась надежда, что достигнув трона, он не будет рабом духовенства. Однако бедные гонимые виклифиты вновь были разочарованы. Мысли Генриха внезапно полностью изменились; по представлениям того времени он вдруг превратился в чрезвычайно религиозного человека, и это для священников явилось знамением того, что они и далее могут с большим усердием проводить свои преследования. Томас Неттер, монах-кармелит и злейший враг виклифитов, был духовным отцом короля, и под его влиянием король начал исполнять законы по искоренению еретиков со всей строгостью.


Допрос лорда Кобама


Люди, охваченные этим штормом гонения и претерпевшие смерть, могли относиться к любому классу и сословию общества. Самым значительным среди них по характеру своего положения, вне сомнения, был сэр Джон Олдкастл, который через свою жену имел место в парламенте и голос под именем лорда Кобама. Он слыл отважным рыцарем и одареннейшим военачальником и во время французской войны был удостоен многих наград. Он познал истину и с того момента всей своей душой, всем пылом своего сердца обратился к новому, найденному им драгоценному сокровищу. Когда он уверовал в Слово Божие, то начал с рвением и усердием читать труды Виклифа, особенно то, что касалось папства. По его инициативе были размножены и разосланы "по водам" многие книги реформатора, да и сам он вдохновлял "бедных священников" распространять в стране эти писания и в то же время - повсеместно проповедовать Евангелие о кресте Христовом. Пока был жив Генрих Четвертый, Кобам оставался неприкосновенным, так как король не разрешал духовенству налагать свои руки на своего ста рого фаворита. Молодой Генрих не был таким большим ценителем Кобама, хотя и признавал его как отважного солдата и осмотрительного генерала, а потому был заинтересован удержать его.

В помыслах Арунделя, примы Англии, уничтожение ненавистного виклифита было уже давно решенным делом. Он только поджидал удобного момента, чтобы дать волю своей разнузданной ненависти. Ему показалось что этот момент наступил сейчас, со смертью Генриха Четвертого. Кобам был обвинен во многих еретических учениях и в распространении их, и он был приглашен предстать перед королем, чтобы держать перед ним отчет по этому поводу. Он охотно последовал этому приказу. "Слушаться тебя, сказал он королю, - я всегда готов. Ты есть христианский король, служитель Божий, носящий меч свой не напрасно, но для наказания делающих злое и для защиты и поощрения праведников. Тебе после Бога я обязан быть послушным. Что бы мне во имя Господне ни повелел, я готов исполнить. Папе же я не обязан ни следовать за ним, ни слушаться его, ибо он есть антихрист великий, сын погибели, мерзость запустения на святом месте." После этих слов Кобам хотел изложить королю свое исповедание веры, но тот холодно заявил: "Я не желаю слушать твое исповедание веры, изложи это пред судьями своими."

Кобам отправился в свой укрепленный замок Говлинг вблизи Рочестера. Все обращения и анафемы архиепископа он оставлял без внимания. Наконец, сторонникам папы удалось склонить короля послать офицера для ареста старого военачальника. Кодам последовал за посланными королем людьми без малейшего прекословия. Если бы кто-либо из папских служителей приблизился к нему с таким намерением, то по военному духу тех дней, вне всякого сомнения и промедления, он разрешил бы этот вопрос тотчас силою меча. Однако он чувствовал себя обязанным быть послушным своему королю. Его доставили в Лондон в Тауэр. Духовное заседание суда на этот раз проводилось в церкви Святого Павла. Ввели арестованного и от него потребовали, чтобы он признался в своих заблуждениях и отрекся от них. "Мы должны верить, - крикнул богохульно Арундель, - чему учит нас святая римская церковь, не опираясь на авторитет Христа." "Я готов, - ответил Кобам, - верить всему, чему повелевает мне верить Бог, но никогда я не поверю тому, что папа имеет право учить чему-либо, что противоречит Слову Божьему". Его опять водворили в Тауэр. Спустя два пня допрос снова возобновился; на этот раз в монастыре доминиканцев взволнованное скопище, состоящее из священников, монахов, духовенства и торговцев индульгенциями переполнили монастырский зал и встретили арестованного потоком ругательства. Старому воину стоило великих трудов сдерживать свое негодование и оставаться спокойным. Стоя перед судьями, он в неистовом гневе дал волю словам пророчества, обвиняющим папу и вождей Церкви. "Ваше богатство, - потрясал он воздух громким голосом, есть яд для Церкви". "Что подразумеваешь ты под словом "яд"?" - спросил Арундель. - "Ваши имения и величие... Вникните в это, все находящееся здесь! Христос был смиренным и милосердным. Папа же надменный тиран. Рим есть гнездо антихриста, из этого гнезда вылупляются его птенцы."

Постепенно приобретя свое спокойствие и уравновешенность, он пал на свои колени, и подняв руки к небу, выкрикнул: "Я исповедую Тебя, о мой Бог, и признаю, что в молодости своей я глубоко пал через высокомерие и гнев, через невоздержание и распутство и тяжко согрешил против Тебя. Я молю Тебя о прощении всех моих преступлений." Лукавый прима наделялся льстивыми ласковыми словами усмирить старого рыцаря и склонить его к уступкам, однако все его усилия были тщетны. "Я не могу верить иначе, - отвечал он, - как я вам уже объявил. Делайте со мной, что хотите. Никогда никто не проклинал меня, что я преступал заповеди Божьи, а вот теперь за то, что я не верю вашим басням и лжеучениям, со мной и со многими мне подобными вы обращаетесь так чудовищно жестоко". Тогда Арундель развернул свиток и громким голосом начал читать смертный приговор, который слушал народ и священники стоя с непокрытыми головами. Когда он закончил читать, мужественный рыцарь сказал: "Прекрасно! Хотя вы можете убить мое тело, но над моим духом вы не имеете власти. Я пола гаюсь на благодать моего Вечного Бога!" Затем он снова преклонил колени и помолился за своих врагов. Спокойно позволил он возвратить себя в темницу. Однако прежде, чем наступил день его убиения, ему с помощью друзей все же удалось убежать из темницы. Разгневанные священники теперь начали повсеместно распространять слухи о заговоре и всеобщем восстании лоллардов. Сам король впал в беспокойство и издал новый закон, строже и суровее прежнего, для подавления бедных последователей Христа. Сорок подозреваемых персон были тотчас схвачены и после краткого допроса уничтожены. Поскольку правительство опасалось, что Кобам может возглавить восстание, то была обнародована награда в тысячу марок за его поимку. Очевидно, не было никакого убедительного основания для тех будоражащих слухов. Примерно три года скрывался Кобам в Ульсе, избегая всех ловушек своих врагов. Однако в декабре 1417 года он снова попал в их руки. На этот раз дело с ним было решено.


Мученическая смерть Кобама


Кобам был доставлен в Лондон и приговорен к ужасной смерти. Связанного веревкой тащили знатного благородного человека в Св. Гиллес, чтобы предать его там мученической смерти. Связанный цепями, он был изжариваем на медленном огне. Многие особы высшего ранга стали свидетелями этого ужасного зрелища. Прежде, чем началась пытка, Кобам пал на колени и молился за своих врагов. Затем он обратился к собравшемуся народу и наставлял их пребывать в учениях и заповедях, которые дает им Бог в Своем Слове и удаляться от лжеучителей, жизнь и все хождение которых находятся в прямом противоречии со Христом и с Его примером. Когда же ему предложили исповедоваться перед смертью священнику, то он отослал его от себя словами: "Единому Богу, Сущему и ныне и вовеки веков, исповедую я свои грехи и умоляю Его о прощении за них". Многие из присутствующих проливали слезы и молились с ним за него. Напрасно священники уверяли народ, что Кобам умирает, как еретик и враг Божий. Народ верил ему более, чем священникам. "Славьте Бога!" - были последние слова едва слышимые из уст ужасно страдающего мученика. Смерть положила конец его мукам, и благословенный дух триумфально покинул обезображенное тело, чтобы объединиться в лучезарных небесах со всеми умершими во Христе Иисусе, со многими мучениками ожидать торжественного дивного мгновения, когда Христос явится во славе, чтобы ввести Своих в новом нетленном теле в Небесный Отчий дом.

В это время темницы Лондона кишели виклифитами, которые беззащитно были преданы на растерзание жаждущим мести их злейшим врагам. "Как государственные преступники, они должны быть повешены, как богохульники, преданы огню," - таков был крик священства Рима. Избежавшие темницы и смерти были вынуждены проводить свои собрания втайне. Однако Бог даже этот видимый триумф врагов использовал для того, чтобы ослабить власть и влияние папства на нравы и умы людей и проложить путь для реформаторства в следующем столетии. Праведность, терпение и непоколебимая твердость невинных свидетелей Иисуса многие тысячи ввергли в тихое изумление, а чудовищная ярость преследования и ненасытная жажда крови священников вызвали во многих сердцах недовольство и серьезное сомнение в правоте Рима.

Генрих Хикелей, взошедший на трон епископа вслед за Арунделем в Кантербери, не только пошел по стопам своего предшественника, но намного превзошел его в усердии истребления лоллардов. Мильнер называет его "головней своего столетия". Арундель сам был сражен Божьим приговором. Вскоре после объявления смертного приговора над Кобамом он заболел неизлечимой болезнью гортани, которая за кратчайшее время водворила его в страну мертвых. Сейчас мы оставим Англию, чтобы проследить следы Духа Божьего, Который властно и мощно действовал так же и в Других странах, зримо приближая благословенную Реформацию шестнадцатого столетия.


Далее: Глава 2-4

Реформаторское движение в Богемии. Собор в Пизе. Собор в Констанце. Распространение истины. Гражданские волнения. Гус взят под арест. Допрос Яна Гуса. Собор в затруднении. Приговор Сигизмунда. Приговор. Лишение святости и убийство Яна Гуса. Арест Иеронима. Казнь Иеронима. Богемская война. Победы таборитов. Полное поражение папского войска. Внутренние распри. Братская община. Взаимосвязь между различными свидетелями.


Назад: Глава 2-2

Предшественники реформации. Первые крупные научные школы. Истинные герои истории Церкви. Писатели. Теологи. Вальденсы. Преследование вальденсов. Миссионеры вальденсов. Траурный 1560 год.


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть), Германия
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz