Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Й.Г.Ф., "Золотые и серебряные сосуды"


2-ое послание Тимофею 2,19-22:

"Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа". А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца".


Комментарий переводчика: Греческое слово [ekklesia], которое в русской Библии переведено как "церковь", дословно означает "собрание избранных" или же просто "собрание". Такой перевод для нас менее привычен, но точнее отражает смысл. Далее слова "церковь" и "собрание" будут употребляться равнозначно.



ОБЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ


Оба послания к Тимофею - это личные письма. Они не содержат указаний, касающихся внутренней жизни верующих в собрании. Поэтому мы будем говорить о Тимофее индивидуально, но попробуем при этом извлечь уроки и для нашего совместного отношения в собрании среди детей Божиих. Важно заметить, что в этих посланиях церковь не рассматривается как Тело Христово. Речь здесь идет не о порядке использования даров, как, например, в послании к Коринфянам, а о правильном поведении в доме Божьем. Охарактеризовать это послание можно псалмом 92: "... Дому Твоему, Господи, принадлежит святость ... ".

Если первое послание к Тимофею говорит нам о том, как христианин должен вести себя в поместном собрании, где сохранен установленый Богом порядок, то второе свидетельствует о времени отпадения и заблуждений. Уже при жизни апостола Павла произошло нарушение Божьих установлений. Это печально, однако мы должны быть благодарны Господу за то, что такое состояние в собраниях христиан проявилось уже тогда, а не позднее. Для апостола это послужило поводом дать нам наставления, которые стали так необходимы сегодня, когда неверность людей слову Божьему неуклонно растет.

Мы должны помнить, что расколов в собрании тогда еще не было. Отсутствовали также и всевозможные человеческие предписания в богослужении. Все это было еще только "в зародыше". Поэтому, если мы хотим иметь здравое понимание данных мест Писания, нам необходимо ответить на два вопроса:

1. Какое значение имели эти послания для Тимофея и тех, кто жил с ним в то время?

2. Чему может научить нас это послание сегодня? Распространение зла, Апостол увещевает Тимофея удаляться непотребного пустословия (2 Тим. 2,16). Уже тогда стали проповедоваться далекие от Бога, то есть не соответствующие Божьим замыслам истины. Что же, исчезнет ли этот недуг впоследствии? Нет! Те, кто занимается этим пустословием "еще более будут преуспевать в нечестии". Их теории будут еще многими с радостью приняты. Апостол говорит: "... и слово их, как рак, будет распространяться" (2 Тим. 2,17). К великому сожалению, вместо искоренения этого зла мы видим, как оно находит все больше сторонников.

Не только здесь говориться об этом. Во всем Писании мы можем увидеть доказательства того, что дела обстоят именно так. Приведем несколько примеров:

а) Плевелы посажены между пшеницей и будут оставаться там до самого конца.(Матф. 13,24-43).

б) Закваска (прообраз греха и зла) заквашивает все тесто (Матф. 13,33).

в) Церковь, отвечающая за свидетельство о Боге в этом мире, окажется неверна и будет отсечена, а свидетелем Божиим станет вновь привитый Израиль. (Рим 11,16-31).

г) Безжалостные волки, не щадящие стада, прийдут извне, а внутри собрания поднимутся некоторые, говорящие превратно, чтобы увлечь за собою учеников. (Деян. 20;28 - 31).

д) Суд начнется с дома Божьего, а это значит, что в нем будет зло, подлежащее осуждению. (1 Пет. 4,17).

е) Петр в своем втором послании, как и Иуда в своем, говорят о том, что ложные учителя кроме лживого учения принесут в церковь разрушительную для душ практику.

ж) О тайне беззакония (2 Фесс. 2) и о духе антихриста (1 Ин. 2) написано, что они уже в действии.

з) В 1 Тим. 4 мы находим описание "последних времен" и во 2 Тим. 3 "последних дней", которые ясно показывают, что ни о каком победоносном восстановлении или расцвете церкви не может быть и речи.

и) Пророчество во 2.Тим. 4 говорит, что в последние дни люди будут выбирать себе учителей "по своим прихотям", и отвратят слух от истины.

к) Пророчество об истории церкви во второй и третьей главах Откровения начинается с обличения: "оставил первую любовь свою" и заканчивается приговором: "извергну тебя из уст моих".

Эти места Писания позволяют во всех подробностях увидеть печальную картину неверности христианства.


"ВОСКРЕСЕНИЕ УЖЕ БЫЛО?!"


В качестве примера Павел приводит двух лжеучителей: Именея и Филита. Они учили, что воскресение усопших верующих, уже было. На первый взгляд их учение абсолютно безобидно, но что оно несет в действительности?

а) Что нам уже не нужно в терпении ожидать Того, "который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его". (Фил. 3,21).

б) Нам незачем больше пребывать в терпении, так как время нашего царствования уже наступило (Сравни 2 Тим. 2,12).

в) Мы уже достигли состояния полноты, и потому свободны от греховной природы. Нам не нужно больше очищать и освящать нашу жизнь, в этом нет больше необходимости.

Это учение нашло дорогу ко многим сердцам. Для многих оно затмило истину, которую проповедовал апостол (Сравни с 2 Тим. 2,18). Какое печальное влияние имело лжеучение на жизнь, Его принявших, не труд но представить.


ТАК ОСТАЛОСЬ ЛИ ЧТО-НИБУДЬ ПРОЧНОЕ?


Если из того, кто сегодня кажется сора-ботником Божиим завтра может "вылупиться" лжеучитель, увлекающий за собою учеников, то на кого же можно надеяться? Кто те истинные дети Божий, с которыми вместе можно следовать за Господом? Эти вопросы стояли некогда перед Тимофеем, они стоят сегодня и перед нами. Апостол дал своему соработнику на них ясный ответ. Если мы встречаем на своем пути что-то непрочное и приводящее нас в смущение, необходимо помнить, что Господь дал нам твердое, непреложное основание. Апостол говорит о нем так: "Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих" и "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа". При этом мы не должны, как это у многих происходит, забывать учения о воскресении, обетованиях, об избрании, о церкви и о самом Христе. Дух Святой не имеет двух мнений по этим вопросам. Нам нужно быть внимательными к тому, чтобы многократно перечитывая и обсуждая истины Писания, не потерять их смысл. Во время всеобщего заблуждения и отступничества всем нам просто необходимо хорошо знать, что из себя представляет это твердое основание. Как качественный фундамент обычно имеет штамп или знак, (сравни с Зах. 3;9), так и основание Божие имеет печать. Эта печать имеет две стороны, а именно:

а) Обращенная к Богу сторона: "познал Господь своих";

б) Обращенная к нам сторона: каждый, кто исповедует имя Господа должен отступить от неправды.

Во-первых, это ободрение для нас. Как бы ни было велико заблуждение и отступничество, Господь говорит: "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не приклонили колени перед Ваалом", (сравни с Рим. 11;4, Наум. 1;7.) С другой стороны это означает, что даже во время отпадения остались истинные дети Божьи. Господь знает "своих" и в самом начале истории церкви дети Божьи знали, что все те, кто находится в доме Божьем, являются истинно верующими. В Деян. 5;13 мы читаем: "Из посторонних же никто не смел пристать к ним". Но уже во дни Тимофея, к сожалению, в этом нельзя было быть полностью уверенным.

Во-вторых, эта сторона печати говорит о нашей ответственности. Как уже было сказано, я не могу в сегодняшнем христианстве с уверенностью определить кто является чадом Божи-им, а кто нет. Плевелы растут среди пшеницы. Но, "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа", не выходит за границы моего разумения. Не написано: "всякий, исповедующий имя Иисуса" или "имя Христа", но "всякий, исповедующий имя Господа". То есть всякий, кто принял Иисуса Христа как Господа, познает Его как Господина в своей практической жизни и внешне это проявляется в том, что он отступает от неправды.


"ЧТО ЖЕ ТАКОЕ 'НЕПРАВДА'"?


Под словом "неправда" мы понимаем все, что не соответствует святой Божией воле. Это включает: 1. нравственное зло, 2. лжеучения, 3. своевольные человеческие постановления в делах Божиих (сравни Тит. 1;14, Рим 1;18...)

Для Тимофея были особенно актуальны первые два пункта. Тогда разделений в Церкви и человеческих постановлений в вопросах богослужения еще не было. Здесь смысл слова "неправда" тесно связан с жизнью и учением Именея и Филита, но для нас сегодня он этим не ограничивается, так как всевозможные установленные людьми порядки, тоже препятствуют действию Духа Святого. Но не будем забывать, что плоть может активно противодействовать Святому Духу и там, где человеческих установлений в богослужении нет.


БОЛЬШОЙ ДОМ


Дальше апостол описывает ситуацию, которая сложится уже после написания послания, во время отступничества. В своем первом послании Павел описывает церковь, как дом Божий, столп и утверждение истины (1.Тим 3;15). Во втором он сравнивает ее с большим домом в котором есть золотые, серебряные, глиняные и деревянные сосуды - одни в почетном, другие в низком употреблении (вторая глава стих 20). Очень плохой знак - церковь Божия предстает уже не как дом Божий или храм, но как заурядный человеческий дом. Это показывает саму сущность постройки и тот беспоряг док, который начал появляться уже во времена Тимофея и с такой силой проявился позднее.


ДВА ВИДА СОСУДОВ


В послании сказано, что появилось два вида сосудов. Они отличаются друг от друга:

а) по материалу.

б) по использованию.

В послании сосуды не просто перечислены по порядку, но разделены на две группы: "... не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ...". Если мы во всем Писании видим прообразный смысл серебра, золота и т.п. (сравни с IKop. 3;12,13), то было бы непоследовательным не видеть его здесь. Часто именно так поступают те, кто во всей Библии в закваске видит прообраз зла, а в единственном месте (Матф. 18) ей придает некий добрый смысл.

Так и в этом случае мы распознаем, что здесь под золотыми и серебряными сосудами подразумеваются верующие, отражающие праведность Божию и познавшие силу усыновления; сосуды же из глины являются прообразом неверующих, которые имеют только земное происхождение и земные помыслы.

Все это показывает нам, как церковь Божия на земле несет возложенную на нее ответственность и что в ней теперь перемешаны верующие с неверующими. Дому Божиему могут принадлежать только золотые и серебряные сосуды, то же самое можно сказать и о скинии и о храме. Но как мне определить (в духовном смысле), из какого материала сделан человек, исповедующий Христа Господом? Человеку это не всегда возможно. Такой вопрос не относится к сфере моей компетенции, так как эта сторона печати обращена к Богу: "познал Господь своих". Он в совершенстве знает, кто золотой сосуд, а кто глиняный. Недостатки золотых и серебряных сосудов часто не позволяют отличить один тип сосудов от другого. Часто мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, кто является чадом Божиим, а кто нет. Но все же мы можем определить, с кем нам стоит общаться, а с кем нет. Для нас существует вторая сторона печати.

Во втором пункте речь идет о употреблении сосудов. Есть сосуды в почетном и в низком употреблении. Нам не сообщено больше ничего. Как облегчилось бы дело если бы было сказано: первые (т.е. золотые) в почетном, а вторые (т.е. деревянные) в низком употреблении! Как легко было бы отличить одни сосуды от других! В доме Божием должны быть только золотые и серебряные сосуды в почетном употреблении, но в результате всевозможных заблуждений сегодня в собрании Божием не только перемешаны верующие с неверующими, но и многие золотые и серебряные сосуды не находятся в чести и не годны на всякое доброе дело. Можно ли использовать на всякое доброе дело золотой сосуд, стоящий между двумя ведрами с мусором? То, в каком употреблении находится сосуд, мы понять в состоянии, так как основанием для этого является сторона печати, обращенная к нам: "... да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа". Если кто-то отступил от неправды, он - сосуд в чести, если нет, он, как Именей и Филит, сосуд в нечестии. Нам необходимо определить не то, кто золотой сосуд, а кто деревянный, а то, кто в почетном употреблении, а кто нет. Важно заметить, что здесь не говорится о допущении или недопущении верующего к трапезе Господней. Прежде, чем с кем-нибудь совместно участвовать в ней, мы должны испытать, верующий ли это человек. Конечно тут не обходится без ошибок, и иногда невозрожденному человеку удается ввести в заблуждение детей Божиих. Но мы говорим сейчас не об этом, а о том, каким должно быть поведение христианина во времена, когда вокруг господствуют всевозможные заблуждения. Нам необходимо, как в нашей повседневной жизни, так и в наших связях удаляться от всякой неправды. Для нас, как некогда и для Тимофея, важно определить наше отношение к сегодняшним "Именеям" и "Филитам", чтобы им противостать. В этом случае нам не нужно определять какие они сосуды: золотые (т.е. рожденные свыше) или деревянные (т.е. невозрожденные), пусть об этом судит Господь. Для меня важен вопрос, являются ли эти люди сосудами в чести.

Мы не должны путать человеческую сторону печати с Божией!


КО ВСЯКОМУ ДОБРОМУ ДЕЛУ ПРИГОТОВЛЕН


Апостол не останавливается на простом перечислении сосудов. Он говорит о чрезвычайно важном для всякого чада Божиего вопросе: Когда сосуд может быть пригоден для почетного употребления? Обсуждая стихи 20 и 19 мы пришли к выводу, что для того, чтобы быть сосудом в чести, необходимо отступить от всякой неправды. Но между стихом 21 с одной стороны и стихами 19 и 20 с другой есть два бросающихся в глаза различия. Первое из них в том (стих 20), что речь идет не только о необходимости быть чистым от неправды, но и быть чистым от сосудов в нечистом употреблении. Второе же в том, что говорится не просто о "сосудах в чести", но о "сосудах в чести, благопотребных Владыке, годных на всякое доброе дело".

Эти две вещи слишком важны, чтобы оставить их без внимания. Необходимо заметить, что второе является следствием первого. Благопотребным Владыке может быть только тот, кто очищен от сосудов в нечистом употреблении. Написано: "итак, кто будет чист от сего ...", то есть от сосудов в нечистом употреблении, о которых говорилось непосредственно перед этим. Если мы хотим быть приготовлены ко всякому доброму делу, то для этого необходима не только чистота в нашем хождении, но и чистота в наших связях.

Не будем забывать, что десятое звено, в цепи, связывающей нас со злом, так же реально, как и первое.

Хочу предложить пример, который, надеюсь, поможет нам в понимании этих стихов. Представим, что некий служащий Господу, христианин стал членом какой-либо христианской организации. Предположим, что он имеет верные представления о крещении, трапезе Господней, служении словом и т.д. Но Его окружение будет препятствовать ему проповедовать то, что он знает и осуществлять это на практике.

Согласимся, что такой христианин приготовлен не ко всякому доброму делу.


НЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕ


Внешнее очищение должно идти рука об руку с внутренним. В противном случае, мы превратимся в фарисеев. Тимофею было дано увещевание убегать "юношеских похотей". Страх согрешить, не имеет ничего общего с боязнью, это страх Господень, как у Иосифа. Под "юношескими похотями" мы понимаем в первую очередь похоти плоти и гордость. Для юноши очень велика опасность стать высокомерным. Тимофею, как и нам сейчас, было необходимо удалиться от всего злого и устремиться к четырем добрым вещам:

Праведность: она, если так можно выразиться, устанавливает тот путь, по которому нам надлежит идти.

Вера: она дает нам зависимость от Господа и общение с ним, Без этого мы не смогли бы идти по узкому пути.

Любовь: она дает нам духовную энергию без сомнений и колебаний следовать за Господом. Никакая религиозная ревность не сможет дать того, что дает нам любовь Божия, которая "излилась в сердца наши" (Рим. 5;5).

Мир: это результат предыдущих трех пунктов!

Со всеми, призывающими Господа от чистого сердца

Как уже было сказано, в послании гофрится в основном о том пути, по которому каждый из нас идет индивидуально. Здесь все индивидуально и собранию не дается никаких указаний. Однако когда речь идет о личной ответственности, наши общие действия не могут остаться в стороне. Мы призваны не просто очиститься от связей с нечистыми сосудами, но нам необходимо так же быть в общении с сосудами в чести. Но: связь христиан друг с другом возможна только до тех пор, пока личное хождение каждого из них совпадает (сравни Ам. 3;3).

Поэтому мы читаем: "со всеми призывающими Господа от чистого сердца". Ясная противоположность призыву стиха 21: "Кто будет чист от сего"! Но как я могу узнать, призывает ли человек, называющий себя христианином, Господа от чистого сердца или нет, ведь я не могу увидеть, что происходит в его сердце? Апостол снова указывает нам на стих 19: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа".

Итак, я могу нести совместное служение не со всеми верующими, но только с теми, которые на практике удаляясь от неправды показывают, что они призывают имя Господа от чистого сердца.

Итак, это место Писания учит нас, от кого отступить и с кем идти вместе, чтобы быть угодными Богу.

Как бы не были велики заблуждение и отступничество, Господь никогда не оставит нас без ясного указания, в каком направлении нам надо идти.

Важно искренне испытать себя, хотим ли мы идти этим путем, который предлагает нам Бог. Если у нас действительно есть желание следовать за Господом, тогда все, что нам мешает должно быть отсечено.

Большой дом, это церковь в ее ответственности на земле, то есть все, что сегодня называется христианством. Этот большой дом я не могу оставить, в таком случае я должен был бы стать иудеем или язычником.

Но находясь внутри дома, мне необходимо отвергнуть все, что противоречит святой Божией воле. Я должен удаляться от всякого рода зла, а это значит, как уже было сказано раньше, удалиться не только от заблуждений в учении и хождении, но и от самовольных человеческих постановлений в богослужении.

Если есть рядом со мной кто-то, кто хочет сохранить свою связь со злом, тогда мне необходимо очистить себя от связи с этим сосудом. Но не будем думать, что в созданных человеком христианских организациях присутствуют только Именеи и Филиты.


ЕЩЕ ОДНО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ


Очень важно понимать разницу между обсуждаемым отрывком и 1 Кор 5;13.

Там дается следующее указание, обращенное к собранию, сохранившему установленное Богом положение вещей: "извергните развращенного из среды вас".

Если собрание не желает придерживаться этого правила, тогда Бог обращается лично к каждому: "кто будет чист от сего ...". Эти два повеления не потеряли для нас своего значения. Сегодня, когда церковь раздроблена, о чем говорит ее внешний вид, когда так тяжело распознать строения Божия (1.Пет 2) среди построек человеческих (l.Kop 3), эти два предписания стали особенно важными.

Если верующие собраны на основании Слова Божиего, во имя Господа, даже если их только двое или трое, Господь дает им авторитет (данный им авторитет нельзя путать с безошибочностью их решений, так как эти чада Божий, как и все остальные, могут ошибаться), удалять зло из своей среды. Если верующий находится в собрании, где проповедуется лжеучение, которое препятствует нормальному хождению по Духу, противоречит указаниям Божиим, данным для собраний верующих и т.д., тогда Бог взывает к нему: "будь|cchs204 чист от сего".

Итак, в l.Kop 5;13 даны указания для нашей практики в собрании, а во 2.Тим 2 для личного хождения.


ДРУГИЕ ТОЛКОВАНИЯ


Мы знаем, что есть и другие толкования относительно этого отрывка писания. Для тех, кто их принял, безусловно важно проверить правильность своей точки зрения с Писанием. Вот первое из наиболее распространенных мнений: перечисление во 2.Тим.2;20 вовсе не содержит противопоставления золотых и серебряных сосудов глиняным и деревянным. Эти четыре вида сосудов перечислены просто один за другим; различаются только сосуды в чести и в нечестии. Только это различие присутствует в данном месте Писания. Соответственно нет основания говорить о "верующих и неверующих".

(s. W. J. H. Hoocking).

Против этого мнения говорит следующее:

1) То, что символическое описание названных выше материалов должно рассматриваться в контексте всего писания и в частности l.Kop.3. Если перечисление четырех видов материалов не имеет смысла, зачем тогда оно вообще дано?

2) То, что эти четыре материала перечислены не просто друг за другом, а двумя группами: "не только ... , но и ... "Если бы противопоставления не было, было бы сказано: "наряду с ... , еще и ... ".

3) То, что перечисление материалов содержит еще и оценку качества. В этом случае идет речь о том, кем человек является по природе, т.е. возрожденный он или нет.

4) То, что в словах "познал Господь своих" так же говорится о том, кем человек является внутренне.

Этот вопрос имеет очень большое значение. Но оставим его Господу.

Мы приводим здесь эти рассуждения только для того, чтобы указать на одну из распространенных ошибок.

Вообще, рассмотренная выше точка зрения появилась в результате попытки придать несколько иной смысл словам стиха 21 "кто будет чист от сего" и под словом "сего" представить не сосуды в нечистом употреблении, как говорится в стихе 20, а неправду, о которой говорится в стихе 19.

Только одно существенное различие.

Есть еще и такое мнение: В собрании, как и в любом доме, есть разные сосуды. Некоторые из них в почетном, другие в непочетном употреблении.

Очищая себя от неправды, надо подняться до понимания предназначения каждого из них.

Такую точку зрения надо отбросить по уже названным выше причинам:

а) Так как церковь сравнивается с обычным человеческим домом, что вовсе не лестная рекомендация. Это легко понять, сравнив l.Kop. 3, и 1.Пет. 2. Петр видит церковь, как дом Божий, построенный из живых камней, то есть строение, которое вьйило из рук Божиих. О дереве и тому подобном нет и речи. Павел же описывает здание, которое вышло из рук человеческих. Оно сделано из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена и соломы. Может быть кто-то скажет: "Но дерево, сено и солома необходимы, это обычный материал для постройки дома" Мы не можем принять такую точку зрения в отношении дома Божиего, так как в l.Kop. 3 ясно сказано, что этот материал не пройдет испытание огнем и потому не годится для постройки дома духовного.

б) Так как стихи 2 Тим.2;19-21 тесно связаны с именами Именея и Филита.

в) Так как стих 21 тогда должен был бы быть простым повторением стиха 19, с чем невозможно согласиться.

г) Так как "от сего" тогда не относилось бы к вещам, перечисленным непосредственно перед этим, а это не нормально.

д) Так как 2 Тим.З;5 совершенно ясно учит удаляться от определенной части людей.

е) Так как 2 Тим.2;22 в противоположность стиху 21 говорит о тех, с кем надо связать свою жизнь.

ж) Так как это предположение не берет в расчет того, что во 2.Тим. говорится не просто о сосудах в чести, но о сосудах в чести, годных на всякое доброе дело.

з) Так как если не очистившиеся от неправды сосуды могли бы быть благопотребны Богу, это значило бы, что они угодны Богу, что находится в прямом противоречии с божесвенной святостью и Его ясным повелением очистится от зла.

и) Так как эта теория не берет в расчет того, что Писание объединяет личность и зло, которое эта личность несет.

Приведем несколько примеров :

1. Тернии на поле. Этот образ был сначала дан, как противопоставление доброму семени то есть слову Божиему. Однако дальше по тексту мы видим, что под этим прообразом подразумеваются люди, которые живут согласно этим лжеучениям.(Сравни Матф. 13;24-30 и 37,38)

2. Тот, кто общается с распространяющим ложное учение участвует в его злых делах и этим оскверняется. (Сравни 2 Ин.10,11)

3. Прикосновение к святому не делает священным нейтральное или оскверненное (Аггей 2;13,14), а прикосновение к нечистому делает нечистым. В этом стихе говорится о тех, кто осквернил себя прикосновением к чему-либо нечистому. 'Труп" нечист. Если он прикоснется к хлебу, овощам или к чему то еще, все станет нечистым.


© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz