Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Фридгельм Кениг. Путь, даровавший нам победу


Глава 9. Человек добр


Грандиозный размах просвещения оказал свое влияние на формирование всех культурных слоев. "Просвещение" - как ласкает слух! Еще немецкий философ И. Кант назвал просвещение "выходом человека из его виновного перед самим собой несовершеннолетия". Даже сегодня старый Кант заслуживает аплодисментов. Это движение духа действенно и по сей день.

Ваша убежденность оптимиста провозглашает так: все люди по сути одинаковы, умны и добры. Эффективность соответствующего обучения, к примеру, в школе, приведет к становлению счастливого общества и вместе с ним - к прогрессу человечества.

Всё это мы уже слышали. И вчера, и сегодня. И не взирая на сомнения, вера в постоянство прогресса является основной, мироопределяющей идеологией на Западе и Востоке. Споткнувшись об этот крепкий камень, многие погибают, потому что верят в хорошее в человеке, да даже просто в человека - что невосполнимо оставляет в них горькое разочарование.

Такая "вера" ослепляет. При этом мы совсем не пессимисты, видящие во всем и всюду только самое черное. Но если уж для оптимизма нет никаких оснований, то давайте попробуем честно взглянуть на этот реальный мир. И как же выглядит эта действительность?

Еще не забыты жертвы двух мировых войн - 10 млн. погибших в Первой и 60 млн. - во Второй Мировой войне, как человечество оказывается втянутым в открытую или тайную гонку вооружений, с потенциалом уничтожения, которого мир еще не знал. По книге Стокгольмского Института мирных исследований можно год за годом проследить, какие миллиарды долларов мир отчислял в систему вооружения. Эти суммы окажутся еще более бесстыдными, если подумать, что в этот момент одним безответственным движением мир будет поставлен под угрозу или разрушен; и о том - что еще значительно хуже, - как в это время голодают массы людей и вынуждены погибать в нищете из-за отсутствия самого необходимого в жизни.


Камеры ужаса современной войны


Еще более невообразимое являет собой громоздящаяся за безликими цифрами миллиардов уничтожительная сила атомных ракет и оружия для ведения биологической или химической войны.

Посвященные в тайны современной военной техники говорят о не поддающихся описанию комнатах ужаса. И все это несмотря на то, что мир с каждым днем дорожает, а на конференциях по разоружению заключаются договоры.

Ни в каком другом столетии, как в ХХ-ом, не говорилось так много о терпимости, прогрессе и гуманизме. И ни в какой другой век не пролилось так много крови, как в наш. Чудовищно, сколько дурного, причиняемого людьми друг другу, открылось нам именно сегодня: средь нас идет средневековье палачей.

Организация "Международная амнистия" в своих ежегодных сообщениях обвиняет более сотни государств всего мира в нарушении элементарных прав человека. Хотя большинство этих государств подписало в ООН Декларацию прав человека, все еще тысячи невинных людей, брошенных в штрафные лагеря из-за политических убеждений или убеждений веры, продолжают влачить там жалкое существование или умирать. Фактически здесь в игру вступает ущемленный цинизм.


Дикий запад за порогом


Немногим отличается палитра каждодневности у нашего порога. Бомбы взрываются посреди Лондона, на вокзалах и магазинах больших городов. Похищают детей. Самолеты взрывают в воздухе. Людей обманывают, подавляют и терроризируют. По статистике, в США каждую 31 минуту совершается тяжкое преступление - убийство, нападение или насилие. И лишь каждое пятое из 11 млн. преступлений раскрывается.

Каждый день можно прочесть об ужасных преступлениях в Федеративной Республике. Газеты просто кишат такими сообщениями. И не только такими. Постыдные явления в кругу нашего благочестивого общества!

Такое развитие общества становится все более опасным. Число преступников в США вырастает ежегодно на 15%. И преступность приобретает все более мерзкие формы. Средний возраст насильников падает. В настоящие банды входит все большее число детей и подростков. При этом они не упускают случая напасть на пожилых сограждан. Американский еженедельник "Тайм" дает один подробный репортаж под названием "Пожилые люди -заложники страха". Они едва отваживаются выйти за порог. Потому что зачастую именно их, бедных из бедных, в пожилом возрасте существующих на социальное пособие, возвращающихся домой с крохотной пенсией, подвергают физическому нападению или расправе.


И дикий запад в доме


Сюда относится то, как потерявшие стыд люди продолжают все больше влиять на падшее в саморазрушении и агрессии человечество путем картинных представлений, демонстрации физической силы и интимных сцен. Не только отталкивающие поступки извращенного человека недостойны его. Но так же недостойны его те тучи грязи, что повисли над страной в качестве видео и литературы.

Магические чары, что излучает телевидение и буквально берет человека в полон, нельзя переоценить. Боннское пресс-агенство АП под заголовком "Опасная бомба" коротко сообщает о предупреждении одного из членов бундестага от партии социалистов. Он обращает внимание на тот ужасный факт, что дети ФРГ в возрасте от 5 до 15 лет видят с экрана, как умирают приблизительно 12500 человек. К причинам постоянно растущей преступности среди молодежи, делается вывод, можно с уверенностью отнести свободно экспортируемые в дом телевидением ужасы, физическую расправу и постоянное упражнение в том, как убивать и умерщвлять.

В тот же день немецкое пресс-агенство Франкфурта сообщило, что, судя по последнему радиозвуковому анализу, число любителей телевидения ФРГ возросло. Кроме всего прочего анализ установил, что каждый, старше 14-летнего возраста, гражданин в среднем 2 часа 21 минуту проводит у телевизора. Из США поступают сообщения, что в будущем, пока он умрет 70-летним, он проведет у телевизора 10 полных лет своей жизни.


Человек-манипулятор


Австрийская столица Вена известна всему миру как столица музыки. Имена Бетховена, Моцарта, Гайдна и многих других композиторов неразрывно связаны с именем этого города. Но выходцем его стала еще одна мировая сила - психоанализ. Психоанализ развил метод проникновения во внутренний мир человека с помощью теории, которая перечеркивается научно, но с помощью которой, тем не менее, душевно больные якобы исцеляются, а здоровые достигают определенных результатов в своих действиях.

Реклама, овладевшая миром, работает все чаще именно по тем методам, к которым дал ключик венский врач-невролог Зигмунд Фрейд в своих появившихся в Вене в промежутке между 1900 и 1930 годами книгах. Зигмунд Фрейд учил, что человеком руководит бессознательное и что осознанные нами законы действия вообще не должны иметь ничего общего с нашими собственными соображениями. Короче, что "человек не хозяин в собственном доме".

В США умозаключения Фрейда тут же перевернули, тщательно подчистив и подав в один ряд с рецептами того, как сделать покупателем человека, который, собственно, ничего не хочет покупать и в то же время ни в чем не нуждается. Американец Паккард очень выразительно описал в своей книге "Таинственные перевозки", как это происходит. Таким образом, сомнительная фрейдовская система - с многостороннним практическим применением - изменила этот мир.

Такого рода применение психоанализа на практике пахнет динамитом. И так выглядит опасность обдуманного влияния на все сферы экономики и прежде всего в плане общественной и политической жизни. И если всякое применение звуков вызывает соответствующего рода "манипуляции" (от лат. "хватание, кусание, держание"), то сила "стряпчего мыслей" близка к безграничности.

Таким образом, сегодня многие позволяют обмануть свою жизнь и живут, подражая этой жизни. При этом упуская саму жизнь. Для многих она уже стала тем самым, что получается при обратном прочтении слова жизнь (Leben) - туман (Nebel). Туман. Живут не видя ничего, все и самое себя покрыв туманом. Вся жизнь, как бег в тумане. Когда ориентиры уже утеряны, а компаса еще нет.


Дикие псы, бездна и ад


Тот, кто правильно оценивает окружающий мир и самого себя в нем, тот не будет ходить вокруг да около, боясь признаться, что человек не только весьма подвержен опасности и злому духу, но и сам по себе отнюдь не носитель добра. Даже Фридрих Ницше, борец против христианства, преисполненный страха, высказался так: "В твоем подвале лают дикие псы. Они рвутся с цепи. Не выпускай их наружу!.." А что говорит современная углубленная психология? Коротко и ясно: "Ты несешь в себе бездну, ад!" Но ты должен выбраться из этого жалкого состояния! Об этом не желают слышать. И вместо этого наука говорит: "Скажи "да" своей преисподней, и она промолчит." Именно это и есть тот острый камень, что многих сводит на нет, когда они сначала пытаются его поднять, а потом удержать. Ибо это есть очерствение души.


Библейский приговор


Слово Божье утвержает всюду, что все мы и каждый из нас познали практически все, бесконечно глубоко упав морально. С тех пор, как первая супружеская пара одарила вниманием полный соблазнов зов сатаны, мир бытия с великой силой потряс грех. Это не было постепенным моральным погружением на дно, это было внезапное мощное наводнение. Потоки зла, пенясь и переливаясь через край, сносили все на своем пути. Первому сыну от первых родителей недоставало быть только невежей, и он стал подлым убийцей. Так неожиданно в мир пришел грех, неприкрытый и отвратительный.

Библейский приговор не знает компромиссов: "... они умны на зло, но добра делать не умеют" (Иер. 4,22). И еще: "Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги и до темени головы нет у него здорового места" (Ис. 1,5-6).

Еще ничего, когда повреждена только оболочка. Но если зерно прогнило, а нутро испорчено, уже ничто не спасет.

Нам пытаются внушить, мол, есть еще искра надежды в наших руках. Нам говорят: стоит только сберечь ее и раздуть огонь, как возгорится прекрасное, светлое пламя. Но мир устроен иначе и действительность разрушительна. Ибо зло радикально. В конце нашего тоннеля света нет. И нет корней. Так считает Библия.


Чужеродное слово "грех"


Кажется, что современное слово "грех" стало почти чужеродным. Понятия "грех" и "грешить" в языке современного человека сместились до уровня собственных понятий. Для многих эти слова имеют совсем малое или не имеют вообще никакого отношения к Богу. Но при этом их все чаще относят к желудку, сердцу или собственному весу. И в первую очередь под словом "грешить" они понимают состояние, когда каким-либо образом совершается как можно больше блага.

Но Библия понимает под словом "грешить" нечто иное. Грех - это больше, чем отказ от предписанной диеты. Грех - это значит разрыв с Богом и впоследствии вечное проклятье. Грех, как лавина. Он возникает незаметно и набирает страшно разрушительную силу.

Откуда возникает грех? Да он всегда и всюду с нами. Словно сидящий в засаде хищник. Незатухающий вулкан. Он здесь, даже если мы игнорируем его. Ибо только последствия греха мы ощущаем и видим. Так, пьяница обнаруживает себя только тогда, когда уже лежит в канаве.

Развод и корысть стали общественными понятиями. Но народ, допустивший в цепи многих пропагандируемых моральных свобод чуждые Богу законы относительно семьи и супружества, принял на себя и последствия этого. Сотни тысяч детей, вынужденных расти вне семьи, висят на шее государства и создают благодатную почву для новых многочисленных проблем.

О грехе нельзя не говорить. Каждая граната, каждая бомба, каждое убийство есть грех. И всякая неправда, полуправда, злой взгляд и ханжество в любом виде. В братоубийстве Каина родился грех, сейчас он повторяется в каждой войне. И при каждом обсчете в магазине, в каждой семейной склоке или на службе, в каждой лжи и в каждом воровстве. И в каждом семейном разводе, будь он на деле или только в мыслях.

Кто не понял еще, что грех - слово вовсе не чужеродное, а потрясающая реальность? Даже наша газета ежедневно сообщает об этом. О наркомании и насилии, о голоде, смерти и подавлении. Об этом говорят не только газеты. Все мы в течение собственной жизни обретаем горький опыт собственных прегрешений.

В одной коммуне жили молодые люди, воплощая на практике "новое общество". Долгое время все шло хорошо. Потом развалилось. Началось воровство, хотя для такого дела это совсем не годилось. Началось недовольство. Началось использование других лиц в собственных целях и давление на них. Вдруг всплыли вновь старые грехи. Один из ребят сформулировал это следующим образом: "Раковая опухоль старого мира поразила нашу коммуну..."


Распутные и путные


Все учтены. Не только бездельники, но и деловые. Не только жулики в белых перчатках или в голубых. Не только крупные и мелкие повесы и девицы. Не только. Но и те, что несут лозунг: "Будь прав и никого не бойся!" И те, что все силы отдают на собственные устремления. И те, что так страстно защищают доброе в человеке. Все - погибшие. Все. Без исключения. Не обязательно ограбить банк, угнать самолет или обмануть супруга. Человек таков, каков он есть, - грешник. С тем и погибнет.

Наверное, вы думаете: "Как можно так говорить? Ведь люди бывают разные. Есть добрые, есть злые. Более злые и менее злые. Более добрые и менее добрые." Само по себе это не совсем неверно. Это совпадает с тем, что мы узнаем ежедневно. И кто не видит разницы, тот слеп к действительно происходящему. Есть сами по себе очень увлеченные люди. Таких постоянно интересует только собственное преимущество перед другими. И есть другие, всегда готовые помочь, до самопожертвования думающие о других, творящие добро. Кто ж спорит?

Но это - то, что мы видим. И пейзаж этот мрачен. Мрачен даже сквозь туман, в котором прозябает мир. Туман, как ядовитый газ, сползающий по лощинам горизонта нашей жизни, с высоты полета выглядит иначе. Как поверхность земли обнаруживает крупные перепады высоты, совсем не заметные с Луны, так и перепады наших моральных "высот" в глазах совершенного чистого Бога превращаются в ничто.

Правда, такой взгляд на вещи возражает всем нашим представлениям, но Библия многое проясняет. Не учит ли Библия тому, что святой Бог начисто лишен всяких подобных "перепадов"? Да, учит. И Бог судит так: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс. 52,4). И далее: "ибо нет различия, потому что все согрешили..." (Рим. 3,22-23).

"Все согрешили" - это совсем не значит, что и лучшие не без греха, но означает: разница между так называемым добром, с одной стороны, и злом, с другой стороны, вообще не рассматривается. "Ибо нет различия".

Наш взгляд - чисто человеческий, натуральный. А истина - Божья мера. Не потому что Бог будто не видит того, где разделяются добро и зло. Как может Тот, Кто видит все, не видеть этого! Но потому, что в Божьем приговоре "все - грешные", ничего не изменить.


Христос ищет глубоко погрязших...


Это было однажды в Самарии, у Иакова. Стоял жаркий полдень. И тут Господь Иисус увидел, как подошла к источнику женщина. Она пришла за водой одна, в такое необычное время, чтобы ее никто не увидел. Ее угнетали и тыкали в нее пальцем, потому что низко пала в морали.

Но Иисус, пришедший, чтобы "взыскать и спасти погибшее" (Лук. 19,10), ведет себя совсем иначе, чем собратья женщины, избегающие ее или при виде ее выказывающие ей свое презрение. Иисус оказывает ей заботу. Именно ради нее Он проделал этот тяжкий путь. И что же Он ей говорит? "Если бы ты знала дар Божий..." (Иоан. 4,10). Это - Его-слова. И после обращает ее внимание на то, в чем она неотложно нуждается: непременное обращение. Ей нужен дар Божий, Он Сам, истинная жизнь. И так, исполненный любви, Он говорит с теми, кто уже глубоко погряз, кто стал отбросом общества. Эти люди небезразличны Ему: Он приходит за ними!


... и глубоко порядочных


Другая ситуация. Глубокая прохладная ночь. Профессор теологии и член верховного совета не спит. Человек очень видный, с хорошей репутацией, ценный учитель и судья. Он образован, готов помочь, порядочен и деловит. И он совершает важный шаг в своей жизни. Он идет к Господу Иисусу.

Что говорит ему Иисус? "... Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Иоан. 3,3). Это -Его слова. Тут не помогут моральные качества и ученость, капитал, академический титул или мнение людей. И потому Иисус указывает, что ему неотложно требуется: возрождение - обращение - совершенное новое творение - истинная новая жизнь, Он Сам. Так говорит Господь Иисус с глубоко порядочными.

Порядочные и непорядочные - всем нужен Иисус. Без Него - все погибшие. Таково однозначное суждение Библии.


В обратном направлении жизни


Когда двое сходятся в одном вагоне, то один, возможно, делает что-нибудь умное, а другой совершает глупость. Вдруг в купе входит кондуктор. Он проверяет билеты и вынужден обоим пассажирам сообщить, что они сели не в тот поезд. Оба. И что вообще они едут как раз в обратном направлении. Оба. Умный и глупый, добрый и злой.

Когда Библия употребляет слово "грех", она понимает под этим обратное направление нашей жизни. Поезд сообщением "прочь-от-Бога", в котором пассажиры - мы все. Бог в Своем Слове говорит так: все люди.

Грех стал для человечества проблемой номер один. Так было прежде, так осталось теперь, в наше сложное время. Уже упомянутый физик и математик Альберт Эйнштейн сказал как-то на съезде ученых: "Настоящая проблема лежит в сердцах и мыслях человека. Но это проблема уже не физическая, а этическая. Что поражает, так это не мощность взрыва атомной бомбы, а сила зла человеческого сердца, его взрывная сила, расходуемая на зло. Именем Бога, если вы в Него верите, примите Его всерьез и обуздайте, подчините себе все научные открытия; если же нет, то все мы - погибшие."

Все остальное - сказка о добром человеке. Красивая, опасная сказка. Чтобы грешному, нуждающемуся в спасении человеку пустить пыль в глаза. Правда жестока, но остается правдой, невзирая ни на что. За грехи человека продали злу. О грехах невозможно не спорить. Таков грустный итог.

Но еще возможно спасение. Еще возвестит нам радостный посланник: Иисус Христос, Спаситель, пришел! Расплачивайтесь за грехи!


Назад: ГЛАВА 8. Всё будет хорошо, или слухи о милостивом Боге


Далее: ГЛАВА 10. Так где же Его обещанное возвращение?


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть), Германия
© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz