Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Кристиан Брим. "Там Я посреди них"

I. ЦЕРКОВЬ БОГА ЖИВОГО


Глава 4. Церковь, как светильник


В виде светильника Церковь представлена нам только в последней книге Библии - в Откровении. Однако, орудием, которое Бог использовал для этого, был не Апостол Павел, а Апостол Иоанн, который за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа был сослан на остров Патмос. Там получил он откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог (гл. 1,1). Когда он в воскресный день "был в духе", он слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил:

"То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам и Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со Мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом... Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь Церквей" (гл. 1,11-13.19-20).


Иисус Христос как Судья


Знаменательно, что Иоанн слышал громкий голос позади себя. Он вынужден был обернуться, чтобы увидеть, кому принадлежит этот голос (ст. 12). Кроме того, что Иоанн перед основной, пророческой частью книги, которая начинается с 4-й главы ("Итак напиши..., что будет после сего" ст. 19), должен прежде обратить свой взор назад ("Итак напиши..., что есть" ст. 19), он должен был, в связи с этим, увидеть как Господа Иисуса, так и Церковь совершенно с другой стороны, чем он видел их раньше. И нам временами необходимо оборачиваться, чтобы увидеть, что Господь Иисус не только является любящим Спасителем, но что Он открывает нам и другие Свои черты. Мы очень легко склоняемся к односторонности и рассмотрению только того, что нам приятно и утешительно, и охотно упускаем из виду, что имеются еще и другие, не менее важные стороны, которые заслуживают нашего внимания. Это верно, что Бог явил Себя в любви и милости. Но не менее верно и то, что Он свят и праведен и все враги Его Сына будут положены к подножию ног Его.

Именно эту сторону представляет нам книга Откровения. Это весьма серьезная сторона. Она необходима и также служит к славе Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. В полном соответствии с характером книги Откровения Иоанн видит Господа Иисуса в таком образе, что падает к ногам Его как мертвый. Он предстал перед ним в образе, подобном Сыну Человеческому и в то же время имеющем признаки Того "Ветхого днями", Которого видел Даниил (ср. Дан. 7,9,13 и 10,5-6). Хотя Он - Человек, Он в то же время - Бог. Мы не имеем сейчас возможности ближе рассмотреть все эти признаки Господа. Подчеркнем лишь то, что все они указывают на суд. Два-три примера помогут нам уяснить это.

"... облеченного в подир". Здесь одежда Его не снимается для служения Своим ученикам и не препоясывается, как мы видим это в Иоан. 13 гл. и Луки 12, но достигает подножия Его ног, как первосвященническая одежда, указывающая на Его высокий сан. И пояс Свой Он носит не вокруг бедер, но Он "... по персям" (нем. пер.: an der Brust umgurtet - вокруг груди) опоясан золотым поясом".

Золото является символом Божественной справедливости, на основании которой Господь будет совершать Свой суд. При этом любовь, в некотором смысле, должна будет отступить на задний план. Его голова и волосы белы как белая волна, как снег, и это указывает нам на непостижимую премудрость "Ветхого днями", Который является Судьей над царствами мира. То, что очи Его - как пламень огненный, едва ли нуждается в пояснении, но для нашей темы имеет особое значение: Он знает абсолютно все, Он видит внутренность сердец, Он "судит помышления и намерения сердечные, и нет твари, сокровенной от Него" (Евр. 4,12-13). Он судит также и о тех семи золотых светильниках, посреди которых Иоанн видит Его.


Семь церквей


Прежде чем мы поразмышляем о значении "семи золотых светильников", я бы хотел коснуться выражения: "семь церквей". Служением Апостола Павла было развить истину о Церкви как Теле Христовом и как жилище Божием. Задача же Апостола Иоанна в этой книге другая. Он должен был написать семи церквам, находящимся в Асии.

Эти семь церквей, без сомнения, имеют двоякое значение. Во-первых, эти церкви действительно существовали в то время в той местности, и они находились в определенном состоянии, которое в разных местах было различным. Но, с другой стороны, тот факт, что Господь избирает именно семь и что Он во славе Своей ходит посреди этих семи церквей, поправляя и направляя их, ясно говорит о том, что значение их выходит за рамки существующих в то время поместных церквей. Число "семь" в Писании говорит о том, что в духовном смысле является полным, абсолютным. Мы видим, что Господь в этих семи посланиях семи церквам хочет дать нам полный обзор истории христианской Церкви на земле: в продолжение времени Его отсутствия - до Его пришествия за нею. И если в 19-м стихе книга Откровения делится на три части: "что ты видел" (явление Господа как Судьи в 1-й главе), "что есть" (описание развития христианского свидетельства на земле до пришествия Христа - во 2-й и 3-й главах), "что будет после сего" (собственно пророческая часть книги - с 4-й главы, которая также начинается словами "после сего"), то выражение "что есть" относится непосредственно к настоящему периоду христианского исповедания.

Этим коротким замечанием об этом, в высшей степени интересном вопросе, я и хотел бы ограничиться. В конце главы я остановлюсь на этом подробнее. Но одно необходимо подчеркнуть уже сейчас: когда Господь Иисус говорит в этой книге о "семи церквах", это никоим образом не противоречит истине о едином Теле и не является, как некоторые ошибочно думают, указанием на то, что будто бы Он хотел иметь отдельные, независимые друг от друга церкви. Никогда Господь не противоречит Самому Себе. Истина скорее заключается в том, что Он хотел дать нам этот обзор периода Церкви на земле и что Он видит здесь Церковь с особой стороны, в чем мы сейчас и убедимся. Мы уже узнали, что Писание показывает нам поместные церкви. Но мы также поняли, что эти поместные церкви, согласно Божьего плана, не представляют из себя независимые, автономные объединения, но являются местным выражением великой истины - единства всей Церкви. Однако, не это является темой книги Откровения.


Израиль - Божий Светильник


"Светильник" - это символ, заимствованный из Ветхого Завета. Уже в земном святилище Божием в пустыне, в скинии, в передней части скинии стоял семилампадный светильник из чистого золота (Исх. 25,31-40). Свет его освещал темное пространство святилища, и при этом свете священники совершали свое служение. Позже в храме Соломоновом в Иерусалиме находились десять золотых светильников (2 Парал. 4,7).

Свет находился (об этом ясно говорит нам этот символ) только там, в Израиле. Мир лежал во тьме. И если Бог обитал посреди Своего земного народа и распространял там Божественный свет, то он хотел употребить этот народ для того, чтобы полученный ими свет мог распространяться на тех, которые пребывали во тьме. Одним словом, Израиль был призван быть носителем Божьего света, быть Божьим светильником перед миром. Только в Израиле можно было получить свет об истинном Боге, о Божиих планах и Божиих истинах, так что Бог мог устами пророка сказать этому народу: "Мои свидетели - вы" (Ис. 43,10). Уже в новозаветнее время хранитель сокровищ царицы Ефиопской должен был предпринять далекое путешествие в Иерусалим в надежде получить там свет. Нашел ли он его там? Ах, Израиль, поставленный так высоко, уже давно показал свою совершенную несостоятельность как светильника Божьего! И даже когда "истинный свет" пришел в мир, то люди (и прежде всего иудеи) возлюбили тьму более нежели свет и Господа славы убили. Это старая, печальная история: всякий раз, когда Бог доверяет что-либо человеку, тот оказывается несостоятельным и доказывает свою неверность.


Суд над Иерусалимом


Когда затем в день Пятидесятницы через сошествие Святого Духа была образована Церковь, она стала распространять в духовном и нравственном отношении яркий Божественный свет. Ибо христианам было даровано присутствие Божие и Его свет, и это не могло остаться скрытым. Здесь нет никакого сомнения. В послании Филиппийцам мы читаем, что дети Божий сияют "как светила в мире", "содержа слово жизни" (гл. 2,15-16). Но пока существовал Иерусалим и с ним иудейская система, основной светильник Божий перед миром был там.

Да, Иерусалим проявил неверность, он сделался виновным в пролитии крови, он убил Святого и Праведного. И это была безжизненная, Богом уже осужденная система. Ей недоставало, как некто выразился, могильщика. И он не замедлил явиться. Но пока хотя бы внешне она существовала, существовала также и ее ответственность перед миром. Поэтому о Церкви как о светильнике Божием говорится не раньше, чем Иерусалим был разрушен. Что же касается христиан, то они до этого времени в глазах мира были лишь отколовшейся группой иудеев. Это видно хотя бы из того, что хорошо известная нам христианская чета Акилла и Прискилла вынуждена была покинуть Рим и прибыть в Коринф, т.к. цезарь Клавдий приказал иудеям удалиться из Рима (Деян. 18,2).

Бог долго медлил с исполнением суда над Иерусалимом. Незадолго до Своего распятия Господь Иисус говорил об этом: "Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мат. 23,38), и в притче о царе, сделавшем брачный пир для сына своего, Он так описывает грядущий над Иерусалимом суд: "Царь разгневался, и послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их" (Мат. 22,7). После Своей смерти и Своего воскресения Он в неизреченной милости снова обращается через Петра к народу иудейскому с проповедью о покаянии, чтобы пришли для них времена отрады и чтобы грехи их были заглажены (Деян. 3). Но и это обращение было так же отвергнуто, как и последняя весть Духа Святого к ним через Стефана. Побив его камнями, они тем самым недвусмысленно заявили: "Не хотим, чтобы Он", - речь идет о прославленном Христе, - "царствовал над нами" (Лук. 19,14).

С этого момента Бог больше не обращался к ним как к нации. Для них все теперь было кончено. И все-таки Бог со времени побивания камнями Своего свидетеля медлит еще почти тридцать лет, пока, наконец, Он приводит римские войска против "святого града" и употребляет их, чтобы в 70 г. н.э. этот, некогда прекрасный город, сравнять с землей. Мы знаем из истории, что римский полководец Тит отдал строгий приказ, чтобы храм, это роскошное строение Ирода, был сохранен. Но один пьяный солдат бросил горящий факел в храм, и тот сгорел до основания. Слова Христа: "Не останется здесь камня на камне" буквально исполнились (Мат. 24,2). Таким образом, Бог открыто перед всем миром устранил Свой светильник из Иерусалима!


Посреди семи золотых светильников


С момента разрушения Иерусалима место Израиля, как свидетеля Божьего, заняло христианство. Теперь оно является Божьим светильником на земле и ответственно за то, чтобы распространять свет Его в этом темном мире, именно, с этой стороны мы видим Церковь в книге Откровения. Мы уже отличали, что число семь указывает на полное изображение различных, следующих один за другим периодов и состояний в ее земной истории.

Кроме того, мы узнаем здесь, что поместная церковь ответственна за то, чтобы в своей местности быть свидетельницей Божией. Я хочу спросить моего читателя: "Сознаешь ли ты эту совместную ответственность?" Возможно, ты тщательно старался свое личное хождение согласовывать с волей Божией, чтобы прославить Его в своей жизни. Это очень хорошо, но думал ли ты когда-нибудь о том, что Бог от детей своих ожидает совместной ответственности? Он видит верующих в определенном месте как один светильник. Мы должны прославить Его, именно как Церковь, своим совместным свидетельством. Но можешь ли ты делать это, если ты, при всей твоей верности в личном хождении, состоишь в таком церковном объединении, которое не по Его воле? Как мало внимания обращают верующие на эту совместную сторону христианской жизни! Мы еще увидим, как серьезно Бог смотрит на эти вещи, когда подойдем к рассмотрению вечери Господней.

Упомянем еще об одной отличительной черте светильников: они сделаны из золота. Мы уже говорили об этом. Золото в Писании представляет из себя образ Божественной праведности, присущей Богу. Именно, Божия праведность сделала Церковь носительницей света, и эта праведность, дарованная ей Богом, является сущностью ее характера. Но соответствует ли она в путях своих воле Того, Кто создал ее? Проявляет ли она в личном и совместном хождении эту Божественную праведность?

Об этом судит Господь. Он находится посреди семи золотых светильников (Отк. 1,13; 2,1). Там Его место, и Он проверяет, излучают ли они свет Его или нет. Он готов оценить и поддержать всякое свидетельство о Нем. Он готов также поправить то, что в области христианского исповедания не вполне соответствует истине. Очи Его, как пламень огненный, проникают сквозь тонкий покров усердной христианской деятельности и видят, действительно ли послушание является ее направляющим принципом, действительно ли излучаемый "свет" является отражением Его собственной сущности?

Господь Иисус посреди семи золотых светильников - это весьма серьезная мысль! В Мат. 18,20 - место, которое мы еще будем рассматривать и которое является центральным пунктом этой книги - мы видим Господа Иисуса посреди тех, которые собраны во Имя Его. Это проявление Его бесконечной милости и благословения. Здесь же мы видим Его посреди семи золотых светильников. Это говорит об ответственности - нашей с вами ответственности, возлюбленные.


Сдвинуть светильник с места его


Мы только что видели, что Господь Иисус судит о состоянии каждой поместной церкви и готов принять строгие меры, когда Его призыв к покаянию игнорируется. Ведь и христианский период также отмечен неверностью и отпадением, как и некогда Израиль. Семь посланий во 2-й и 3-й главах отчетливо показывают это. Уже в первом послании к Ефесской Церкви мы слышим серьезные слова Господа:

"Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его" (гл. 2,4-5).

"Сдвинуть светильник" не означает, что верующие могут, в конечном итоге, погибнуть. Кто так думает, тот не обращает внимания, во-первых, на то, что Слово Божие в других местах ясно говорит о вечной безопасности верующих (напр.: "Никто не похитит их из руки Моей", Иоан. 10,28), и, во-вторых, он не принимает во внимание характер, который Церковь имеет в Откровении. Она ответственна перед Господом за свое свидетельство о Нем. Если Церковь не поправит своего, отмеченного утратой первой любви состояния, то Господь лишит ее положения носительницы Божьего света. Это относится как к отдельной поместной церкви во все времена, так и ко всей Церкви, в ее совокупности, в конце периода благодати.

Что касается данного случая, то мы должны отметить, что Ефесская церковь не покаялась. Ибо не только ее свидетельство угасло, но и всех существовавших тогда в Малой Азии церквей. Господь сдвинул светильник "с места его" и перенес на другое место. Как все это серьезно! И в наше время переживали мы нечто подобное, к глубокому стыду нашему. Если церковь не осуждает сама своего состояния и не возвращается к своей первой любви к Господу, Он рано или поздно сдвигает ее светильник. Она может еще существовать и внешне не плохо выглядеть, как это было в случае с Ефесянами, но она уже не является носительницей того света, который Бог открыл во Христе Иисусе и который Он хочет явить миру. Но в общем смысле, сказанное Ефесянам, относится ко всему периоду Церкви, т.е. состояние это будет существовать до конца. Оставление первой любви (т.е. состояние, когда Христос уже не занимает первого* места в Церкви) характерно для христианского исповедания и в наше время, и в последующие времена. Также характерно для состояния христианства, что нет возвращения к началу, туда, откуда началось падение. Нет покаяния, нет прежних дел. Серьезное обращение Господа к Ефесянам остается без внимания.

* Выражение "первая любовь" означает не время, но качество этой любви. Господь употребляет здесь то же самое слово, что и в притче о блудном сыне. Там отец приказывает принести возвратившемуся сыну "лучшую" одежду (Лук. 15,22). Когда Господь теперь говорит о нашей первой любви, Он имеет в виду наши лучшие чувства, к которым мы способны: они должны, они могут принадлежать ЕМУ.

Подтвердим это примером из прошлого. Несмотря на все то доброе, что Бог смог совершить через Реформацию, и она не явилась возвращением на то место, откуда произошло падение. Не была восстановлена вечеря Господня в ее первоначальной простоте и красоте. Не было возвращения к руководству Духом Святым в собраниях, так же как и к свободному употреблению полученных от Бога даров. Вместо этого сохранились придуманные людьми литургии и, людьми же установленное, священство. Также и последовавшие за Реформацией движения вылились лишь в несметное количество христианских наименований, как мы видим сегодня. Все это говорит о том, что та печальная болезнь, на которую указывал Христос Ефесянам, существует и поныне и, что она приведет к дальнейшему охлаждению и, если Христос будет окончательно отвергнут Его неистинными исповедывателями, и к отвержению.

Ответ Господа на это ясен и недвусмыслен: Он окончательно отнимает светильник у христианского исповедания. Он долготерпелив, Он предупреждает и медлит с исполнением суда, как некогда и над Израилем. Но, когда состояние станет Лаодикийским (гл. 3,14-22) и достигнет своей зрелости, тогда Господь извергнет мертвое исповедание из уст Своих. О, как это серьезно!

Это состояние описано нам в послании Лаодикийской церкви, и так как это послание содержит весьма важное поучение для нас и для наших дней, мы подробнее рассмотрим его. Но прежде я хотел бы дать краткий обзор пророческого значения семи посланий.


Пророческое значение семи посланий


Когда Господь непосредственно перед обращением к семи церквам говорит о тайне семи звезд в Своей деснице и семи золотых Светильников (гл. 1,20), то это ясно указывает нам на то, что значение посланий к этим семи церквам далеко выходит за рамки того времени. Ведь в непосредственном отношении этих посланий к существовавшим в то время церквам нет ничего таинственного. В действительности же послания эти не только знакомят нас с тогдашним состоянием отдельных церквей Азии (римской провинции), но и дают нам пророческий обзор всего христианства в течении семи, следующих один за другим, периодов его истории.

Послание церкви в Ефесе ("город веселия"), которое мы уже рассматривали, рисует нам образ Церкви во время последнего из Апостолов, или, точнее, во время после его смерти до 167 г.н.э. Положительный момент: непримиримость ко злу, поддерживание Божественного порядка. Отрицательный момент: оставление первой любви (гл. 2,2-7).

В Смирне ("мирро") мы видим образ страдающей Церкви. Это период, в течение которого христиане были до крови преследуемы римлянами в период с 167 до 313 г.н.э. Сатана пытался, путем гонений до смерти, уничтожить молодую Церковь. Господь Иисус ни в чем не упрекает эту церковь (гл. 2,8-11).

Пергам ("высокая крепость") показывает нам, как Церковь при Константине Великом становится государственной церковью. После прекращения гонений она соединилась с миром. Языческие обычаи и праздники становятся христианскими праздниками. Происходит смешение языческого с христианским. И все же, Господь может похвалить их за то, что они содержали Имя Его и были стойки в вере (гл. 2,12-17).

Четвертый период в истории Церкви мы видим в Фиатире ("врата жертвоприношения, постоянное жертвоприношение"). Речь идет об описании Церкви средних веков, приблизительно с 600 г.н.э. Господь подчеркивает их любовь и служение, но резко порицает любодейство (смешение с миром) и идолопоклонство. Здесь Он впервые говорит о Своем пришествии - указание на то, что это состояние продлится до Его возвращения. Также впервые здесь выделяется остаток из общей массы христианских исповедывателей ("Вам..., прочим..."). Лишь его признает Господь. Именно эта категория верных последователей Христа будет признана истинной Церковью. Здесь мы видим Божественный принцип, применяемый в Писании во все времена, тогда как основная масса проявляла неверность (гл. 2,18-29).

В Сардисе ("остаток") мы видим состояние протестантства во время после Реформации, примерно с начала шестнадцатого столетия. Отличительная черта этого периода: ортодоксальная правильность в учении при отсутствии духовной жизни. И здесь истинные верующие представляют из себя остаток: лишь немногие в Сардисе заслуживают одобрения Господа за то, что они "не осквернились" злом. Они вели христианский образ жизни. Но основная масса исповедующих христианство не отличалась от мира: Господь как вор найдет на них во время явления Своего с судом Своим (гл. 3,1-6).

Филадельфия ("братская любовь") указывает на благословенный период пробуждения в христианстве. Он берет свое начало в первой половине прошлого столения и отмечен великой верностью и любовью к Господу и Его Слову. Многие истины Слова Божьего, утерянные в прошедшие века из-за неверности людей, снова, по милости Божьей, были восстановлены и с необыкновенной энергией распространены по всему миру. Братская любовь служила основанием для практической общности верных Господу. В противоположность "живущим на земле", на которых Господь наведет годину искушения, они на деле доказали, что они здесь, на земле, странники и пришельцы. Ожидая пришествия Его, они сохранили слово терпения Его. Господь ни в чем не упрекает этих верных Своих. Более того - Он, и притом впервые, дает им обещание Своего скорого пришествия. Этим Он указывает на: 1) Что Он таким образом сохранит их от годины искушения*, которая придет на всю вселенную. 2) Что это духовное состояние внутри христианства сохранится от Филадельфии до Его пришествия (гл. 3,7-13).

* Здесь имеются в виду готовящиеся суды в Отк. 6. Эту годину искушения, которая придет на всю вселенную, не нужно смешивать с великой скорбью, которая, в основном, коснется Израиля и Иерусалима.

Но качества эти, которые так ценны для Господа, окажутся только у остатка, в то время как основная масса христианства пойдет другим путем. И последнее послание, послание к Лаодикийской ("народное право") церкви, делает это особенно ясным. Основными признаками этого периода, который начался в 19-м веке и продолжается до настоящего времени, являются равнодушие, безразличие, материализм, рационализм, самодовольство. Все же то, что по истине является христианским и Божественным, отсутствует. При взгляде на эту последнюю фазу периода Церкви на земле Господь не находит ни одного слова похвалы. И Он уже не говорит о Своем пришествии, но о том, что Он извергнет из уст Своих это мертвое исповедание (гл. 3,14-22).


Лаодикия - христианство в своей заключительной фазе


Закончив этот краткий обзор, мы несколько подробнее остановимся на послании к Лаодикийской церкви, по крайней мере, на ее первой части. Послание это имеет особое значение, так как оно изображает последнюю фазу христианства и предупреждает всякого истинного христианина об опасности того состояния, которое так отвратительно в очах Христа.

"И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть" (Отк. 3,14-18).


Христос - Аминь


На темном фоне того, что мы узнали о состоянии Лаодикийской церкви, чудной красотой сияет то, как Господь Иисус представляет Себя этой церкви. Он называет Себя прежде всего Аминь. "Аминь" означает истинно, верно. В конце молитвы это слово имеет смысл утверждения и подтверждения: да будет так!

Ключ к пониманию этого Имени Господа находится во 2 Кор. 1,20: "Ибо все обетования Божий в Нем (т.е. во Христе, Сыне Божием) "да" и в Нем "Аминь", - в славу Божию, через нас". Все обетования Божьи находят во Христе Иисусе свое подтверждение и исполнение. Христос как бы является последним Словом Божиим, Его "Аминь". Какое утешение для нас заключается в этом, возлюбленные! Когда Церковь оказалась несостоятельной, чтобы сохранить дарованное ей Богом, тогда Христос занимает место Церкви и, на основании совершенного Им дела искупления, подтверждает как Аминь все обетования, которые Бог даровал Своим детям.

Когда сегодня отвергаются почти все ценности, говорящие о Боге и о Христе Иисусе. Когда попираются не только христианские, но и всякие моральные принципы - Господь Иисус был и остается Аминь. Будем же крепко держаться за это и помнить об этом, смотря на нынешнее духовное состояние христианства и слыша строгий приговор Господа ему!


Христос - Свидетель верный и истинный


Второе имя Господа - "Свидетель верный и истинный" - также непосредственно связано с тем, что должна представлять из себя Церковь. "Вы будете Мне свидетелями", - сказал воскресший Господь Своим ученикам перед вознесением (Деян. 1,8). Это как раз то, чем должна быть Церковь перед Богом и перед миром: свидетельницей о Христе. И именно это, как мы видели, является символическим значением золотых светильников: она должна распространять в этом темном мире свет о Христе, Божественный свет о Его чудной Личности, о совершенном Им деле и о благословенном результате этого дела для людей. Апостол Павел сравнивает верующих с письмом Христовым, в котором люди могли бы читать, о том, Кем был Христос (2 Кор. 3,3). О, какими несостоятельными в деле свидетельства оказались мы, и каждый в отдельности, и все вместе!

Но если мы таковы, если Церковь не исполняет своего назначения, то Бог все-таки не может допустить отсутствия свидетельства о Себе. Есть Тот, кто пребывает в верности, Кто был верен и всегда будет верен - Христос. Таким образом, Господь Иисус и в этом смысле занимает место, которое должна занимать неверная Церковь, и представляет Себя здесь как Свидетель верный и истинный (ср. также Отк. 1,5). Его жизнь и смерть Его были совершенным свидетельством того, что представляет Собой Бог. Чудным образом явил Он любовь и святость Божию. Он и теперь как прославленный Сын Человеческий в небесах продолжает посредством Духа Святого это благословенное служение и свидетельствует о всех тех благословениях и радости, которые содержатся в Нем, "втором Человеке" (1 Кор. 15,47).

Это третье имя Господа также заслуживает нашего серьезного внимания, ибо оно нередко понимается превратно - начало создания Божия. Христос не является созданием, но Он является исходным пунктом всего того, что Бог создал и еще создает. Христос не только представляет из Себя последнюю мысль Божию, Его Аминь, но Он является также Его первой мыслью, началом всех Его созданий. Христос уже был началом первого творения Божьего, и посл. к Колоссянам говорит нам, что все Им и для Него создано (Кол. 1,16). Но Сам Он "прежде всего, и все Им стоит" (ст. 17). Следующий стих показывает нам три чудные стороны Господа, которые далеко выходят за рамки первого, видимого творения: Он есть Глава Тела Церкви. Он - начаток и первенец из мертвых (ст. 18).

В предыдущих главах мы уже рассматривали Господа Иисуса, как Главу Тела. Как начаток Он является Главою нового творения, того нового духовного порядка, который основан на смерти и воскресении Христа из мертвых и о котором ап. Павел говорит во 2 посл. к Коринфянам: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою" (гл. 5,17-18).

Если бы христианство, или скажем прямо - если бы мы крепко держались Господа Иисуса как начатка, как Главы нового творения (именно эта мысль является главным предметом послания к Колоссянам ср. гл. 2,19), то мы не оказались бы в положении скользящих вниз по наклонной плоскости, состояние которых отражено в посл. к Лаодикийской церкви. Не знаменательно ли, что церковь в Лаодикии лишь еще один раз упоминается в Новом Завете, и, именно, в послании к Колоссянам? И как знаменательны слова Апостола: "Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви" (гл. 4,16). Из всего этого нам делается ясным: если бы мы чтили Христа как главу, если бы мы близко к сердцу приняли то поучение, которое содержится в послании к Колоссянам, то христианство не пришло бы к тому печальному состоянию, которое описано в поел, к Лаодикийской церкви и которое мы ежедневно видим вокруг себя.


Демократические принципы


Значение названия Лаодикия, т.е. народное право, в высшей степени поучительно. Нужно быть духовно слепым, чтобы не видеть повсеместного влияния в мире демократических принципов, в том числе и, к сожалению, в христианстве. Права народа - вот о чем говорят сегодня, не о правах Господа. Было ли когда-нибудь такое время, когда бы народные массы в большей мере, чем сегодня, выступали бы с требованием своих предполагаемых прав? Человек предъявляет свои права, притязает на власть - также и в духовной области. И к голосу народа прислушиваются, считая это вполне нормальным, само собою разумеющимся. Но кто слушается голоса Господа Иисуса, голоса Его святого Слова? Где признаются Его права, права принадлежащие Ему Одному, как Главе Тела Церкви?

Все это приводит меня к мысли, которая не должна остаться незатронутой. Лаодикия является результатом отсутствия в ней того, что было в Филадельфии. В Филадельфии слушались не голоса народа, но голоса Господа. Там Господь Иисус может сказать: "Ты сохранил Слово Мое".

В Филадельфии соблюдались права не народа, но Господа: "... и не отрекся имени Моего" (Отк. 3,8). Филадельфия является совершенной противоположностью Лаодикии.

Мы увидим это еще яснее. В период Филадельфии Бог пролил яркий свет на Евангельскую истину и даровал открытые двери для ее распространения в силе Духа. Евангелие было проповедано сотням тысяч людей, и множество из них на всех континентах земли обратились к Господу. Многие покинули созданные людьми церкви и общества, собираясь только лишь во Имя Господа Иисуса. Действием братской любви их жизнь стала мощным свидетельством об истинном духе христианства. Все их действия и помышления были наполнены ожиданием пришествия Господа за Церковью, ибо Он сказал: "Се, гряду скоро" (Отк. 3,11; 22,20). И все это было оставлено, результатом чего явилась Лаодикия - христианство в своем большинстве сегодня*.

* Я не хочу сказать, что Лаодикия вытекает из Филадельфии. Лаодикия скорее является результатом того, что христианство истину Божию, явленную в Филадельфии, познало и отвергло. Вместо истины оно избрало свободомыслие, поэтому выражение: "Лаодикия - это остывшая Филадельфия" - неверно. Также и Сардис не вытекает непосредственно из Фиатира. Он показывает нам, как мы уже видели, состояние внутри христианства после Реформации. Что же касается Филадельфии, то она состоит не только из верующих периода Сардиса, но и периода Фиатиры. Конечно, отдельные состояния характерны для различных эпох - они не могли появляться в обратном порядке - но то или иное состояние не вытекает непосредственно из предыдущего. И еще необходимо упомянуть вот что: отдельные послания описывают нравственное состояние, которое характеризует христианство в различные периоды его истории на земле. Фиатира, Сардис, и Филадельфия достигают до пришествия Господа, на что указывает упоминание о Его пришествии в этих трех посланиях. Фиатира, Сардис и Филадельфия существуют и ныне наряду друг с другом, хотя время их "расцвета", если можно так выразиться, прошло. Время, когда христианство характеризовалось особым образом через Фиатиру, или Сардис, или Филадельфию, с положительной ли или с отрицательной стороны, без сомнения, - прошло. И все же я убежден, что Филадельфия существует и сегодня. И мое внутреннее желание - принадлежать к ней. Время же, когда христианское свидетельство носило на себе особую печать этого периода, увы, прошло. С глубокой печалью и стыдом говорю я это. Что же касается Фиатиры и Сардиса, то они сливаются в Лаодикию, не теряя, конечно, при этом своих специфических признаков.


"Не холодный и не горячий"


Вот ее главный отличительный признак - равнодушие. Здесь нет холода прямого, открытого отвержения Господа, так же как и огня истинной привязанности к Нему. Внешне исповедует имя Христа, называется христианином, но в сердце нет места для Того, Чьим именем называется. Терпимость занимает высшую точку шкалы ценностей. Широкое сердце ко всему снисходит, даже к злу. Самое славное, чтобы каждый имел искренние убеждения, и тогда все религиозные направления одинаково "хороши". Никакого старания о том, что угодно Господу, никакой борьбы с тем, что Его бесчестит. Равнодушие к добру, равнодушие к злу - вот то, что так неугодно Господу Иисусу, что Он извергнет из уст Своих. Откуда это всеобщее безразличие? Где скрытые корни этой теплоты и бесчувственности? На это есть только один разумный ответ: нет истинной любви к Господу Иисусу. Это началось с утраты первой любви (Ефес), и заканчивается полным отсутствием этой любви к Господу (Лаодикия). Не отсутствие познания истины ведет к такому состоянию, но пренебрежение этой истиной, потому что пренебрежен Сам Христос.

Иногда я спрашивал себя: почему Господь говорит: "О если бы ты был холоден или горяч!" Неужели действительно было бы хорошо, если бы Лаодикия была холодной? Теперь мне нетрудно ответить на это: открытое оставление Господа было бы не только честнее, но и дало бы больше оснований для надежды. Сколько открытых врагов Христовых были покорены благодатью Божией! Но быть и оставаться теплым - это верная гарантия быть изверженным однажды из уст Господа. Сардис был и остается мертвым, Лаодикия - теплая. Ужасное состояние!


Богатый, и в то же время, бедный


К равнодушию в отношении интересов и Личности Христа добавляется следующее зло: Гордость, превозношение своим богатством - в духовной и земной областях: во влиянии и интеллигентности, в почете и должностях, в методах образования и воспитания, в филантропической и социальной деятельности в культурных и гуманитарных устремлениях, в компетентности и способности решать, является ли та или иная часть Библии Словом Божиим или нет! Не составило бы никакого труда в подтверждение сказанного привести достаточное количество примеров из жизни современного христианского мира. Но я хотел бы ограничиться простым их перечислением. Все это мы ежедневно можем увидеть вокруг нас, если только глаза наши открыты. Еще раз хочу я спросить: было ли когда-нибудь такое время, когда все это проявлялось бы в большей мере, чем в наше время? "Богат, разбогател и ни в чем не имею нужды". Никакой потребности ни в искуплении, ни в Искупителе.

Нейтральность в отношении Христа и истины Божией, соединенная с самодовольством - вот состояние Лаодикии. При этом Евангелие благодати Божией заменено социальным "евангелием" человеческой гуманности, в котором нет Христа. Это ужасно!

Всем этим внешним могут быть обмануты люди, но не Господь. Своими очами, которые "как пламень огненный", Он видит все насквозь: "Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг" (ст. 17).

Как многозначительны слова: "а не знаешь"! К надменности и самодовольству добавляется невежество, бесчувственность к собственному состоянию и положению. О, как многие в христианстве воображают себя богатыми и думают, что они достигли всего! В глазах же Божиих они нищи и слепы и наги. Они не видят нужды в искупительной жертве Христовой, и, по сути, не имеют ничего, что исходит от Бога и, что прочно и неизменно. Они называются христианами, но не имеют в себе Божественной жизни. И что самое ужасное - они даже не знают об этом!

Нет ли среди моих читателей таковых, которые носят имя, будто они живы, но которые духовно мертвы (Отк. 3,1)? Позвольте мне настоятельно просить вас: "Прислушайтесь к совету Господа Иисуса! Не к моему совету, но к совету Самого Господа. Пока еще длится день благодати, вы можете еще придти к Нему и "без серебра и без платы" (Ис. 55,1) купить у Него то, что поистине сделает вас счастливыми и богатыми. Примете ли Его предложение?"


Совет Господа


"Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть" (Отк. 3,18).

Не является ли это проявлением величайшей милости со стороны Господа, что столкнувшись с таким равнодушием в Лаодикии по отношению к Себе, Он все-таки делает такое милостивое предложение? Три вещи советует Он купить у Него: золото, белую одежду и глазную мазь. Но не следует ли из этого совета Господа со всей очевидностью, тот факт, что Лаодикия - это христианское исповедание в его последней фазе, не имеет этих трех вещей? Хотя в Лаодикии имеются и верующие, к которым обращается Господь в последующих стихах этого послания. Я еще буду касаться этого вопроса в последней главе книги, когда мы должны будем сделать выводы из всего сказанного (сравни с главой 14 этой книги, раздел "Се, стою у двери и стучу"). Но, христианское исповедание как таковое, характерно сегодня отсутствием этих трех вещей: золота, белой одежды и глазной мази. Это роковой недостаток, в чем мы еще убедимся.

Что же касается Господа, то Он стоит вне двери, вне этой системы, и стучится не к Лаодикии, но к отдельным верующим, о чем я, как уже было сказано, буду говорить в конце книги.

Золото, в огне очищенное, является символом, которого мы уже касались. Оно говорит о праведности Божьей, которая, будучи испытана в огне Божьего суда на Голгофе, оправдывает "всякого верующего в Иисусе" (Рим. 3,26). Таковым Слово Божие говорит: "От Него (т.е. от Бога) и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1,30). О, сколько сегодня людей в христианстве периода Лаодикии, которые не имеют этого золота Божественной праведности и, таким образом, являются нищими в этом отношении! И сколько их, надеющихся на свою собственную праведность, на свои собственные старания! Но эта праведность в очах Божиих - лишь запачканная одежда (Ис. 64,6). Павел не хотел больше иметь ее, эту собственную праведность, после того, как он через веру нашел праведность, которая от Бога (Фил. 3,9).

Белая одежда является прообразом практической праведности верующих. Эту мысль мы видим уже в послании в Сардис (Отк. 3,4). В 19-й главе Откровения нам прямо сказано: "Виссон же есть праведность святых" (ст. 8). Белую одежду должны видеть люди. Но показать людям белую одежду практической праведности может лишь тот, кто имеет золото Божьей праведности, которая от Бога. Эти две вещи тесно связаны. И лишь в Иисусе Христе мы находим их. Но если выражение "во Христе" указывает на положение истинных верующих перед Богом, то выражение "Христос в вас" (в верующих) указывает на проявление Христа в жизни этих верующих в мире. Если Господь Иисус верою, практически живет в наших сердцах (Еф. 3,17), то Его пребывание в нас увидят окружающие нас.

Это то, что касается белой одежды. Христианские исповедователи Лаодикии не имеют ее. Часть их деятельно трудится для ближних, думая одеться в собственные одежды своих дел. Но Господь Иисус сказал, что таким образом срамота их наготы не может быть покрыта.

У них также отсутствует глазная мазь, т.е. Дух Святой, который в 1 Иоанна 2,20 назван помазанием от Святого (т.е. от Христа). Только лишь помазание Духа Святого способно устранить слепоту природного человека и подарить истинное духовное зрение. "Кто же Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8,9).

Дух человеческий сегодня хвалится своими высокими познаниями, но все они подобны лишь коптящему фитилю, который пытается гореть без масла. Уже в притче о десяти девах в Мат. 25 Господь Иисус показал, что часть христианства, хотя и имела светильники (исповедание), но не имела масла (Духа Святого). И именно в самый ответственный момент, когда была особая нужда в свете, их светильники стали гаснуть (ст. 1-13). Роковой обман! Выслушаем же еще раз полный любви голос Господа: "Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное... и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть".


Дух Лаодикии


На сердце у меня лежит еще одно слово предупреждения по отношению к истинно верующим. Мы видели, что характеризует христианство в его последней фазе, и что Лаодикия означает - теплоту, в которой отсутствует все Божие. И мы также видели, что сделает Господь с этим пустым исповеданием. Но, дорогой верующий читатель, ты и я - мы все, более или менее находимся в опасности оказаться во власти духа Лаодикии, который Господь Иисус так порицал.

Когда Господь направлял это послание через Иоанна на Патмосе к Церкви в Лаодикии, зло в этой церкви еще не достигло своего полного расцвета, как мы видим это в сегодняшней Лаодикии, в христианстве последних дней. И было бы неверным утверждать, что в этой церкви совершенно не было верующих. Но, зародыш всего этого зла, дух всего этого там, уже был, иначе Господь не говорил бы так строго. И здесь скрыто предупреждение для нас, детей Божиих. Мы можем и не быть прямой Лаодикией, в смысле пророческого образа, но для нас существует серьезная опасность иметь на себе черты Лаодикии.

Кто будет оспаривать тот факт, что и среди нас, детей Божиих, возможно проявление равнодушного отношения к Господу и Его интересам? И действительно ли мы свободны от духа самодовольства? Не способны ли и мы легко гордиться теми духовными ценностями, за которые боролись отцы наши, а не мы сами, и которые дарованы нам лишь по милости Божией? Не обнаруживаем ли мы себя часто как "нищие", как люди, ничего не имеющие, кроме вещей этого мира? Не затуманивается ли порою наш духовный глаз настолько, что мы становимся близорукими и едва способными видеть дальше области земного?

Это все вопросы, к которым каждый верующий должен подойти со всей серьезностью и во свете Божием. Ведь и послание в Лаодикию заканчивается словами: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Отк. 3,22).

Это не означает: "... что Дух говорит церкви", но "церквам". Не только той церкви, которая находилась в этом состоянии, было предназначено это поучение, ко всей Церкви во все времена, в том числе и нам сегодня. Дал бы Господь, чтобы мы извлекли из этого пользу, чтобы духу Лаодикии не было места ни в нашей жизни, ни в наших домах, ни в наших собраниях!


Извержение из уст Господа


"Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Отк. 3,16).

Я не знаю, чтобы Господь в каком-либо другом месте Слова Божьего употребил столь презрительное выражение, как здесь: извергну (дословно - "выплюну"). Теплота, равнодушие в Его глазах является наихудшим состоянием. Именно оно вызывает в Нем такое негодование. И если христианство, в его последней фазе, несет на себе, как отличительный признак, печать этого равнодушия, а мы видели, что дело обстоит именно так, то Господь в свое время положит конец тому, что должно бы было на земле быть свидетельством о Нем.

Если светильник не распространяет больше Божественного света, то Господь совершенно и окончательно уберет его с земли. Это означает - быть извергнутым из Его уст: Господь не будет больше это христианское исповедание считать носителем Его света в этом мире. Это извержение из уст Его еще не состоялось, ибо Он не извергнет из уст Своих ни одного из тех, кого Он искупил Своей драгоценной кровью. Он сказал: "Приходящего ко Мне не изгоню вон" (Иоан. 637). Христианству же, как таковому, предстоит суд: "Вот, Судия стоит у дверей" (Иак. 5,9).

При этом суд, как и в случае с Израилем, будет иметь различные стадии или ступени. Вначале - предупреждение. Его мы слышим сегодня. Затем Господь Иисус возьмет с земли истинных верующих и встретится с ними на воздухе (1 Фес. 4,16-17), чтобы ввести их в дом Отца. Насколько блаженной будет эта часть для нас, настолько в высшей степени серьезным приговором (вознесение святых) будет для оставшегося мертвого христианства. Ибо тогда произойдет разделение между добром и злом, которое никогда уже не сможет возвратиться и никогда не возвратится. Да, вероятно, вознесение святых произойдет в мгновение ока, после чего и последует извержение безжизненного христианского исповедания Господом. Мог ли Он яснее подчеркнуть Свое отвращение по отношению к Лаодикии, Свое отвержение Лаодикии - Своего светильника, чем беря в славу Свою святых Своих и оставляя массы безжизненных исповедателей? Серьезная мысль!

Лаодикия, конечно, будет существовать и после взятия верующих, но она уже не будет считаться светильником. Вскоре дьявол завладеет мертвым христианским исповеданием, пока, наконец, оно окончательно не будет уничтожено судом Господа над "Вавилоном" (Отк. 18). Тогда уже не только не будет никакого христианского светильника на земле, но, вообще, никакого христианства, даже по внешнему исповеданию.

Такова поистине печальная история Церкви, как светильника на земле! И тем не менее, Господь всегда имел для верных Своих путь, по которому они могли идти и прославлять Его. Об этом мы еще будем говорить.


Далее: ГЛАВА 5: Церковь, как Невеста Христа

Земная невеста. Драгоценная жемчужина. Сердечные отношения. Брак Агнца. Новый Иерусалим. Дух и невеста


Назад: ГЛАВА 3. Церковь, как Тело Христово

Ответственность. Дом молитвы. Жилище Божие — результат искупления. Живые камни. Святой Храм в Господе. Жилище Божие. Человеческое строение


Оглавление


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть), Германия
© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz