Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Кристиан Брим. "Там Я посреди них"

I. ЦЕРКОВЬ БОГА ЖИВОГО


Глава 5. Церковь, как Невеста Христа


О Церкви как о "светильнике" мы читаем лишь в последней книге Библии. Точно так Церковь, как Невеста Христа, представлена лишь буквально на последних страницах Священного Писания. Правда, и другие авторы Нового Завета касаются этого возвышенного предмета, и мы это сейчас увидим. Но прямо названа Церковь "Невестою" лишь в конце книги Откровения, где она носит также титул "жены Агнца". Этим образом Дух Святой хочет представить сердцам нашим то внутреннее отношение ко Христу, в которое поставлены мы благодатью Его. Невеста - это образное выражение чистоты и свежести, жена - неразрывности отношений между Христом и Церковью - отношений, которые существуют уже сегодня.


Земная невеста


Церковь как Невеста Христа не упоминается в Ветхом Завете. Лишь в Новом Завете открывается драгоценная истина, что Церковь является Невестой Христа, женою Агнца. Тот факт, что в различных местах Ветхого Завета говорится о невесте, не должны привести нас к неверному выводу, что речь идет о Церкви. Здесь дело обстоит так же, как и со "светильником и с домом Божьим".

Во времена Ветхого Завета носителем Божьего света перед миром был Израиль, сегодня - Церковь. Но это совсем не означает, что Израиль - это Церковь, а Церковь - это Израиль. В Ветхом Завете Бог открывался отчасти, теперь же Он во Христе Иисусе дал нам в совершенстве познать Себя, Он "говорил нам в Сыне" (Евр. 1,2). В Ветхом Завете этот голос никогда еще не был слышен!

В Израиле также был видимый храм, который в то время был домом Божиим. Но сегодняшний дом Божий, Церковь Бога живого, находится в таких близких, доверчивых отношениях с Богом, какие в прежние времена вообще не были возможны. И тот факт, что язычники уже не являются "чужими и пришельцами", но "согражданами святым и своими Богу" (Еф. 2,19) - эта тайна, которая в прежние времена не была возвещена сынам человеческим. Что же касается "невесты", то Господь Иисус будет иметь и земную и небесную невесту. Но благословения небесной Невесты и ее отношения с Женихом неизмеримо выше земной.

О земной невесте сказано через пророка Исаию так: "Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой" (Ис. 62,5). И из первых стихов этой главы ясно видно, о ком идет речь: о Сионе, об Иерусалиме. Иерусалим будет земной невестой Христа. Из-за своей неверности он был на определенное время отвергнут. "На малое время я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева я сокрыл от тебя лицо Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой Господь" (Ис. 54,7-8). Время ее вдовства придет к концу, "ибо Творец есть супруг твой; ГоспОдь Саваоф - имя Его" (ст. 5).

Когда сыны Кореевы в "песне Любви" воспевали красоту "царицы в Офирском золоте" (Пс. 44), они тоже говорили о восстановленном остатке Израиля в будущие дни. И какими трогательными словами описывает Соломон в Песне Песней отношение жениха к своей невесте и болезненный процесс нравственного восстановления этого остатка! Едва лишь Иерусалим смог занять свое славное место у Царя Иеговы, остаток народа должен был пройти через серьезные испытания: "Не смотрите на Меня, что я смугла; ибо солнце опалило меня"; "встретили меня стражи, обходящие город; избили меня, изранили меня" (Пес. П. 1,5; 5,7).

Но не только "царица", под которой подразумевается не вся нация, а лишь Иерусалим, будет восстановлена, но и вся нация восстановит свои отношения с Иеговой, "мужем" ее. Об этом говорит пророк Осия: "И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "муж мой"... И обручу тебя Мне в верности" (гл. 2,16-20). Блаженная будущность для этого виновного народа! Нет, Бог не отверг Израиль навеки! Теперь Израиль отчасти находится в ожесточении, пока войдет полное число язычников; но, однажды, "весь Израиль спасется" (Рим. 11,25-26). Тогда они тоже будут помилованы - на основании совершенного Христом дела искупления. Да будет благословенно Его святое Имя!

Еще раз я хочу указать на то, что ни в одном из названных мест или книг Ветхого Завета речь не идет о Церкви. В том числе и в Песне Песней. Мы можем черпать оттуда драгоценные истины о наших отношениях к Господу. Ведь если отношения Господа к Своей земной невесте являются такими сердечными и дорогими, то каковы же они к Его небесной Невесте! Но сами эти места говорят об Израиле, а не о Церкви. Чтобы узнать судьбу Церкви, мы должны обращаться исключительно к Новому Завету, именно, это мы и сделаем.


Драгоценная жемчужина


В Евангелии от Матфея в 13 гл. нам представлены 7 притч Господа. Первая притча - притча о сеятеле - не названа притчей о Царствии Небесном. Фактически она более показывает нам характер дела Христова после Его отвержения земным Его народом. Он уже больше не искал плодов ни с виноградной лозы Израиля (Ис. 5,1 и ниже), ни со смоковницы, т.е. остатка, который после семи лет плена был возвращен в страну и "посажен в винограднике" (Лук. 13,6-9). Они не принесли плода для Бога. И Господь Иисус по Своей непостижимой милости становится Сеятелем. "Вот, вышел сеятель сеять" - новый труд в новой сфере. Таким образом, смысл этой притчи заключается в том, что Господь принес с собой то, что может дать плод. Он не ищет его в поле. Чудная милость! То, что притча эта не утратила своего нравственного значения и в наши дни - это вне всякого сомнения, но в основном она показывает нам служение нашего Господа на земле.

И после этого Господь Иисус в шести притчах говорит о Царстве Небесном! В первых трех Он показывает его внешнее развитие здесь, на земле, - развитие, которое направлено вниз. Плевелы заглушают все поле, горчичное зерно становится большим деревом и закваска заквашивает все тесто. После этого Господь отпустил народ, который Он поучал, и "вошел в дом". Наедине со Своими учениками Он не только изъясняет им притчу о плевелах на поле, но и добавляет еще три притчи: о сокровище в поле, о драгоценной жемчужине и о закинутом в море неводе.

Рассматривая внешнее развитие Царствия Божьего на земле и видя, что христианство превратилось в какую-то смесь, в систему, правящую миром и пропитанную ложными учениями, можно придти к выводу, что намерения Божий совершенно перечеркнуты дьяволом и Царство Его развивается не в том направлении. И действительно, если смотреть извне, то оно имеет именно такой вид.

Но там, в "доме", Господь Иисус открывает ученикам Своим сокровенные мысли, те внутренние причины, почему Он не противодействует такому развитию в Своем Царстве. Лишь тем, кто был вместе с ним в доме, открывает Он, каким сокровищем для Него будут верующие в Него, какой драгоценностью будет Церковь в Его глазах и как чудно Он будет заботиться о Своем народе, когда хорошая рыба будет собрана в сосуды. Нет, ученики в то время не поняли всего этого, но Господь Иисус говорил им именно об этом.

Там, в том доме и в тех обстоятельствах, впервые было открыто (пусть даже в форме притчи) что Христос искал предмет высшей красоты, за который Он пожертвует жизнь Свою. Себя Самого Он представляет в виде купца, "ищущего хороших жемчужин". Он разбирается в красотах жемчуга. Он знает, что нужно Богу, Он может оценить это. Нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (ст. 46). Он видит одну драгоценную жемчужину. И Он больше уже не ищет, Ему уже ничего больше не надо. Он пришел искать жемчужину, желание Его сердца удовлетворено. Овладеть ею является теперь Его единственною целью. И Он готов отдать все, что Он имеет - Свою славу как Мессии, даже жизнь Свою - чтобы обладать ею. Чудная милость! Кто способен постигнуть, какую ценность представляет Церковь для любящего сердца Господа? Притча эта в какой-то степени помогает нам понять это.

Другие места Священного Писания говорят нам об искупительном характере смерти. Но в этой притче мы узнаем о совершенно другом основании Его смерти: Он хотел приобрести то сокровище на поле, хотел обладать тою жемчужиной. Какую ценность представляла для Него эта жемчужина, если Он, чтобы приобрести ее, отдает все, что Он имел!

Язык Священного Писания, как правило, весьма лаконичен. Но здесь, при описании "жемчужины", Господь добавляет к слову "жемчужина" многозначительное слово "драгоценная" (polytimon). Ни один человек не характеризовал так Церковь. Многие верующие воспевали и прославляли Господа Иисуса. Здесь же Господь говорит о том, чем является для Его сердца Церковь. Жемчужина - это символ безупречной красоты. О, если бы и мы больше видели ее такой! В послании к Ефесянам мы видим, что Господь однажды представит Церковь перед Собой прославленною, "не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (гл. 5,27). Уже недалек тот миг, когда безупречная красота Церкви будет явлена всему миру - к прославлению Того, Который умер за нее и Который даровал ей эту красоту.


Сердечные отношения


Если в притче о жемчужине нам открывается, какая красота и притягательная сила заключается в Церкви для сердца Господа, то в Еф. 5 гл. мы видим, какие сердечные отношения существуют между Церковью и Христом. Прежде всего нам представлена любовь Христа к Своей Церкви: как Он доказал ее, в чем она выражается сегодня и как она проявится в будущем.

"Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна... Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; "Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф. 5,25-32).

Вообще мысль о "невесте" не является преобладающей в учении Апостола Павла. Когда он говорит об отношении между Христом и Церковью, он предпочитает слово "тело". Но уже Коринфянам он пишет о Церкви как о Невесте: "Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2 Кор. 11,2). Если Апостол говорит о чистой деве, то это указывает на то, что брак еще не состоялся - хотя это указание неприменимо для различения выражений невеста и жена, потому что и после брака Агнца, после Тысячелетнего Царства Христа на земле Иоанн видит Святой город (прославленную Церковь), сходящий от Бога, "приготовленный как невеста, украшенная для мужа Своего" (Отк. 21). И Ангел в 9 ст. этой же главы прямо говорит о невесте, как о жене Агнца.

После краткого упоминания в первом посл. Коринфянам об отношении Церкви ко Христу, как Невесты к Жениху, Апостол в посл. к Ефесянам ближе подходит к рассмотрению этого благословенного предмета. И хотя он не говорит прямо о "невесте" или "жене Агнца", но в основании всего этого учения лежит аналогия мужчины и женщины, жениха и невесты. При этом весьма примечательно, как здесь образы "тела" и "жены" сливаются друг с другом. Я нахожу это обстоятельство в высшей степени ценным, ибо образ "тела", так сказать, явно недостаточен. Так, он говорит о нас как о членах Его Тела и тут же снова ссылается на супружеские отношения первой человеческой пары, которая является таким хорошим прообразом Христа и Его Церкви.

Что же касается несравненной любви Христа, то я прежде всего хотел бы подчеркнуть, что здесь нам представлена любовь особого рода - любовь, основанная на созданных Богом отношениях. Здесь речь идет не о той всеобщей любви Бога к миру, о которой говорится в Иоан. 3,16: "Ибо так возлюбил Бог мир...", но здесь Дух Святой представляет нашим сердцам особую любовь Христа к Своей Невесте, к Церкви. Это любовь, связанная с особыми отношениями, именно любовь жениха к невесте. Поэтому мы нигде не читаем: "Христос возлюбил мир". О, какими счастливыми можем мы почитать себя, что нас соединяют с Ним, именно, такие отношения, что Господь Иисус является нашим небесным Женихом и, что Он любит нас, как Свою невесту и Свою жену!

Но затем нам сказаны три вещи об этой любви Христа к Церкви, которые касаются: во-первых - прошедшего, во-вторых - настоящего, и в-третьих - будущего.

Что касается прошедшего, то "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее". Он умер, чтобы обладать Церковью, и это именно потому, что Он ее любил. Он сделал Себя Самого, если можно так выразиться, ответственным за все то, в чем была виновна Его невеста. Он предал Себя Самого за нее! Притча, говоря о красоте, которую Господь видел в Церкви и ради которой Он отдал все, что имел, показывает нам в то же время и сокровенное основание для этого - Он возлюбил ее. Кто смог бы измерить эту любовь, кто мог бы постигнуть ее? Но, именно, она делает нас в высшей степени счастливыми уже здесь и во веки веков.

Но не только в прошедшее время Его любовь по отношению к Церкви была действенной. Она остается таковой и в настоящее время, "чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова". Дело обстоит не так, что Он сначала очистил ее, а потом возлюбил. Нет, Он возлюбил ее, и теперь очищает, делая ее соответствующей Себе. Что это означает? В Его глазах она была жемчужиной, но в своем практическом состоянии она не соответствовала Его требованиям. И Он старается, чтобы проявилась красота ее. Каким образом достигает Он этого? Он направляет к нам очистительную силу Слова Божьего, чтобы отделить нас от этого мира и освятить нас, чтобы все наши стремления, все помыслы и пути наши более соответствовали Ему. Слово Божие является откровением сущности Бога, и это Слово направляет Господь к нашим сердцам, чтобы и мы "освящены были истиною" (Иоан. 17,19). Какое полное благодати служение Господа Иисуса! Только бы сердца наши были больше открыты для Него!

Но любовь Его делает еще нечто для нас сегодня. Об этом говорит 29-й стих 5-й главы Ефесянам. Как человек не имеет ненависти к своей плоти, к своему телу, но питает и греет его, так и Христос смотрит на нас как на часть Самого Себя и заботится обо всем, в чем нуждаемся мы, живя в этом мире. Он не допускает того, чтобы душа наша осталась без пищи, и в любви Своей, Он, помня о нашей слабости, посылает нам Свою поддержку. Он, однажды отдавший не только Свою жизнь, но Себя Самого за нас, стал теперь для нас всем. Во всем мы можем полагаться на Него.

Но конечной целью любви Христовой к Своей Церкви является вот что: Он хочет представить ее Себе славною Церковью, "не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна". Я думаю, что этот 27-й стих является немеком на Адама и Еву в Быт. 2,22. Так же как Бог некогда создал Адаму, когда он уснул, жену, и затем, когда он проснулся, представил ему ее, созданную для него и вполне соответствующую ему, так и сегодня, после того, как Христос умер и с того времени сокрыт от мира "в Боге сокрыт" (Кол. 3,3), Бог создает Церковь. Когда она будет завершена, Христос явится и Сам представит ее Себе прославленной. "Себе" - потому что Он Сам является Богом. Этим действительность отличается от прообраза. Тогда Он не найдет в ней ни малейшего пятна, ибо она во всем будет соответствовать Ему и по состоянию своему будет "свята и непорочна". Чудная милость, которая могла излиться лишь из Божьего сердца! Непостижимо драгоценная цель: прославление Бога через Церковь!

Есть еще одна сторона в отношениях Христа и Церкви, которую мы не хотели бы оставить неупомянутой: покорность Невесты Своему Жениху, жены мужу. В Еф. 5 гл. речь идет о увещаниях, данных жене и мужу касательно их отношений друг с другом. И как соединение Адама и Евы представляет из себя драгоценный прообраз, указывающий на Христа и Церковь, так и, с другой стороны, отношения Христа и Церкви являются образцом для отношений между мужем и женой. В предупреждении жене в 24 ст. мы находим весьма важное для нашего предмета замечание: "Но, как Церковь повинуется Христу...", причем немного выше сказано, что "Христос есть глава Церкви". Таким образом, хотя Церковь является Невестой Христа, ее положение по отношению к Нему характеризуется покорностью.

Это чрезвычайно важно. Церковь не может (относительно личной или церковной жизни) устанавливать правила согласно своим представлениям, но она должна руководствоваться указаниями Главы, изложенными в Слове Божием. Устанавливать правила или давать директивы - это не ее дело. Ее дело - не учить или предписывать, но быть в повиновении Главе, т.е. Христу, Который находится на небе.

О, какой несостоятельной оказалась Церковь в этом отношении! Вместо того, чтобы предоставить Христу место Главы и признать Его авторитет, она сама заняла это место. Результатом этого являются многочисленные, соперничающие друг с другом исповедания и группы, а также гибельные лжеучения, которые сегодня пронизывают христианство. "Не держась главы", - вот причина всякого зла (Кол. 2,19). Но если Церковь в целом в этом отношении оказалась совершенно несостоятельной, то все же каждый отдельный член Тела Христова может занять место покорности Христу и испытать благословения, связанные с этим положением. В дальнейшем мы еще увидим это.

Дух Святой через Апостола Павла подвел нас к тому моменту, когда Христос представит перед Собой прославленную Церковь. Но чтобы нам узнать что-то о браке Агнца и о славе Его невесты, нам нужно воспользоваться служением другого раба Божьего, Апостола Иоанна.


Брак Агнца


Иоанн, который, начиная с 4-й главы книги Откровения сообщает нам, "чему надлежит быть после сего", т.е. в будущем, описывает в начале 19-й главы, как он слышал громкий голос многочисленного народа, который говорил:

"Аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его! Потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее" (ст. 1 и 2).

Прежде, чем мы узнаем что-то о браке Агнца, нам показан суд над "Вавилоном" - над блудницей, над ложной невестой. Прежде чем Христос представит Свою Невесту, жену Свою, ложная церковь должна быть устранена. Он терпеливо ждет этого момента. В продолжении всего этого времени истинная Невеста сокрыта в небесах. Невозможно, чтобы ложная и истинная Невеста оказались рядом!

Двадцать четыре старца и четыре животных понимают это. После повторного "Аллилуйя!", которым огласились небеса, они падают ниц и поклоняются Сидящему на престоле. Все небо приходит в движение и наполняется хвалою, ибо теперь открыт путь к представлению истинной Невесты и ее соединению с небесным Женихом.

"И слышал я как-бы голос многочисленного народа, как-бы шум вод многих, как-бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу: ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца" (ст. 6-9).

Наступил миг, которого так ожидал Господь Иисус! Уже задолго до этого Он видел Невесту как весьма драгоценную жемчужину и, чтобы овладеть ею, Он отдал все, что Он имел. Он нашел ее и купил, как ни велика была цена для Него: однако, в притче не говорится о ее дальнейшей судьбе. До этого момента она во всей своей красоте была сокрыта от людей, сокрыта в Боге. Теперь же, непосредственно перед тем, как наш Господь Бог Вседержитель воцарился, наступило время брака Агнца, и жена Его приготовила себя. Достигнута та цель, которая была в сердце Божием, чтобы Христос был не Один, но имел жену, которая разделит с Ним в вечности Его славу. Это та тайна, на которую намекал Господь уже при сотворении первой человеческой пары словами: "Не хорошо быть человеку одному".

Теперь нам необходимо, хотя бы вкратце, представить себе развитие событий до этого славного брака Агнца. Уже прошли годы, как Господь через восхищение взял Свою Невесту к Себе (1 Фес. 4) и ввел ее в дом Своего Отца (Иоан. 14,2-3). Книга Откровения не показывает нам самого восхищения. Оно произошло между концом третьей и началом четвертой главы. Ибо с этого момента Иоанн пишет о том, "чему надлежит быть после сего", и, именно, на это событие указывают слова "после сего" в начале четвертой главы. С этого момента уже не упоминается слово "Церковь" и вместо него мы находим "двадцать четыре старца", которые являются представителями верующих Ветхого и Нового Заветов в их совокупности.

Не является ли знаменательным и глубоко трогающим наше сердце тот факт, что мы в продолжение всех тех серьезных, потрясающих мир событий, описанных в главах с 6-18, будем находиться в небесах, наслаждаясь благословениями отцовского дома? И все же брак Агнца пока еще не состоялся! Прежде должно совершиться, кроме суда над "блудницей", еще нечто важное: жена Его должна "приготовить" себя (ст. 7). Восьмой стих поясняет нам, что это значит: "И дано ей было облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых".

Мы видим здесь Невесту, одетую не в праведность Божию во Христе Иисусе, которую мы сами можем носить уже сегодня (ср. 2 Кор. 5,21). Скорее речь здесь идет о ее праведности, о ее праведных делах, которые она совершала силою Духа Божьего, когда еще была на земле. Какая это возвышенная мысль, что мы проходя по этой земле, приготовляем себе одежду, которую мы некогда оденем в связи с таким торжественным моментом! Здесь, по-видимому, содержится намек на то, что всем нам должно предстать "пред судилище Христово (2 Кор. 5,10), чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое". То, что мы представляли собою на земле для Христа, будет явным в тот день, когда все то, что было в нашей жизни не по Христу, потерпит урон. Эти праведные дела были совершены лишь благодаря благодати, благодаря силе Духа Святого, и благодать Божия оценит их в тот день! Там мы познаем всю полноту благодати, которая несмотря на нашу слабость и нашу несостоятельность, не только привела нас туда, но и употребила нас в своем служении и которая нас же и вознаградит за это. Какой чудный повод для нашего небесного поклонения!

Мы хорошо понимаем, как это уместно, что установление этого совершенного согласия между Господом и Его Невестой должно совершиться перед браком. Это так же указывает на момент самого брака. Он состоится некоторое время спустя после восхищения, непосредственно перед явлением Господа в силе и славе, когда Он на белом коне со Своим воинством сойдет с неба и будет "топтать точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (Отк. 19,11 и ниже).

Обратим, однако, внимание на то, как Дух Святой говорит здесь. С одной стороны, Он говорит о Его жене, и, с другой стороны, о святых. Хотя облечься в чистый виссон дано было Его жене, в пояснении в отношении виссона говорится о праведности святых. В Его жене отражен общий, в святых - индивидуальный аспекты. Как утешительно, и в то же время, как это серьезно, что личная сторона при этом сохраняется! Верность - и об этом мы должны всегда помнить - можно доказать лишь непосредственно самому. Поэтому здесь о чистом виссоне Его жены говорится как о праведности святых.

И все же какой контраст между чистым и светлым виссоном, в который облечена жена Агнца, и одеянием великой блудницы! "И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом" (Отк. 17,4). Великая блудница выставляла напоказ то, что пленяет естественный глаз. Небесная же Невеста облечена в одежду, которая приятна ее Жениху - в праведность святых. Блудница радуется о соблазнительном блеске этого мира. Невеста же радуется тому, что даровала ей благодать Божия. И если сама Невеста в глазах Христа подобна весьма драгоценной жемчужине, то уместно ли ей увешивать себя жемчугом? Не потускнеет ли от этого ее собственная красота?

Мы еще немного займемся участниками брака. Центральное место занимает Господь Иисус, Агнец. Не напоминает ли нам это Имя тот полный страдания путь, на котором Он приобрел Себе Невесту? Когда в откровении говорится о Нем, как об Агнце, Дух Святой употребляет уменьшительную форму соответствующую греческому слову, обозначающему "ягненок". Но мы можем сделать из этого неверный вывод, так как эта форма в языке Нового завета значительно теряет свое уменьшительное действие. Скорее, Дух Святой, употребляя это слово arnion, хочет указать на характер Его добровольной жертвы, как основания нашего искупления, и на Его славу. Однако, как трогательна для нас мысль о Нем, как о Агнце Божием, Который устраняет грех мира, и как жаждут сердца наши узреть во славе Его, "Агнца, как бы закланного"!

Небесная Невеста, жена Агнца, состоит из всех искупленных времени благодати, т.е. от Пятидесятницы до восхищения. В связи с этим весьма характерно, что двадцать четыре старца с момента появления Церкви нигде больше в книге Откровения не упоминаются. Почему? Потому что двадцать четыре старца символизируют собою общее число (12 х 2) ветхозаветных и новозаветных верующих в небесах. Таким образом, это выражение не выделяет Церковь. В двадцати четырех старцах мы видим всех святых от Адама, которые примут участие в первом воскресении (1 Кор. 15,23) (за исключением апокалиптических святых*). Но едва лишь Невеста, прославленная Церковь, названа особо и выделена из среды святых других веков, это "собирательное понятие" больше не может употребляться, прочие святые должные характеризоваться более подробно.

* После восхищения Церкви на земле снова будут святые. Они встречаются нам в Откровении с 6 до 20 главы. Речь идет не о христианах, но о святых из иудеев и язычников. Многие из них претерпят мученическую смерть и примут участие в последней фазе первого воскресения (Отк. 20,4-6). Прочие оживут по окончанию Тысячелетнего Царства.

И это делается с помощью выражения "званые". На брак приглашается не Невеста, а другие гости. Выражение "званые на брачную вечерю Агнца" охватывает, видимо, всех ветхозаветных верующих, которые имеют статус "друзей Жениха", как, например, Иоанн Креститель, который употребляет это выражение (Иоан. 3,28-29). И они будут иметь место полнейшего благословения, ибо они здесь названны блаженными: "Блаженны званые на брачную Агнца!" Они возрадуются, услышав голос Жениха, хотя они не настолько близки к Нему, как Невеста. Верующие, которые после вознесения Церкви умрут смертью мученника, относятся, как мне кажется, не к званным гостям, они позднее примут участие в первом воскресении, так сказать, как последняя группа (глава 20,4-6).

Слово Божие говорит о блаженстве званых, о счастье Невесты оно умалчивает: оно неописуемо! И сам брак Агнца нам Слово Божие не описывает. Как и внутреннее устройство Отцовского дома, так и эта сцена не может быть раскрыта перед глазами смертных, хотя и спасенных людей. Мы слышим о браке Агнца. Мы видим жену Агнца,после брака, прославленную с Ним. Но как оно будет, когда Он ее, прославленную, представит Себе, скрыто для наших глаз. Нам достаточно знать, что небо будет ликовать и, что мы будем присутствовать, будем у Него, Его Невеста. Безграничная благодать! Кто осознает это счастье?


Новый Иерусалим


Я хотел бы указать еще на один момент, в понимании которого возможна некоторая неясность: Церковь Божия во славе в конце Откровения представлена в виде двойного прообраза. С одной стороны Иоанн видит ее как Невесту, жену Агнца (гл. 21,9 см. также ст. 2). С другой стороны он видит ее как святой город, как новый Иерусалим, нисходящий с неба от Бога (гл. 21,2.10). Оба прообраза указывают на один и тот же предмет, а именно - на прославленную Церковь. Это весьма знаменательно: блудница, мирская церковь в последней стадии ее гибельного развития на земле, также представлена в виде двойного прообраза: как жена и как великий город (гл. 17,1 -6,18).

Образом города Бог хочет показать нам хорошо организованную систему, основанную на общих интересах и совместной жизни людей. Такая система может исходить из Него, как новый Иерусалим, Его город (гл. 3,12), или из сатаны, как его полная противоположность, великий город, царствующий над земными царями (гл. 17,18).

То, что я во вступлении к этой главе сказал о земной и небесной Невесте, относится также и к Иерусалиму, ибо Откровение знакомит нас как с земным, так и с небесным Иерусалимом.

Земной Иерусалим, город, существующий на земле, дважды упоминается в Откровении. Один раз это связано с Иерусалимом во время великой скорби: святой город будет сорок два месяца (три с половиной года) попираем язычниками (гл. 11,5). Второй раз это связано с Иерусалимом в конце тысячелетнего Царства, когда сатана будет освобожден из темницы и поведет народы на брань против "города возлюбленного" (гл. 20,8). Во время тысячелетнего царства Иерусалим поистине будет городом великого Царя (Мат. 5,35) и центральным пунктом правления Христа на земле (Иер. 3,17).

Но этот город великого Царя будет во время Христова Царства мира иметь в небесах как бы свое отражение - небесный Иерусалим. Собственно столицей царства будет прославленная Церковь в небесах, на что указывает описание святого города Иерусалима в его отношении к земле с гл. 21 ст. 9 до гл. 22 ст. 5. Этот город, в отличие от земного города анологичного названия (гл. 11,2), нисходит "с неба от Бога" гл. 21,2.10), т.е. он имеет небесное происхождение и небесный характер, а также и определенное место в небесах.

Это верно, независимо от того, идет ли речь о его отношении к земле во время тысячелетнего Царства (ст. 10 и ниже) или о его отношении к новой земле в вечности (ст. 2 и ниже). Мы понимаем, что первые восемь стихов 21-й гл. описывают состояние вечности, в то время как отрывок с 9 стиха 21-й главы до 5-го стиха 22-й главы является взглядом на Церковь и ее отношение к земле во время Тысячелетного Царства. Частое употребление числа двенадцать, в структуре святого города, также указывает на это временное отношение, ибо число двенадцать в Библии всегда говорит о совершенстве Божьего проявления по отношению к земле.

Выражение "Новый Иерусалим" указывает на его отличие от старого Иерусалима, того буквального города, который играл и будет играть такую выдающуюся роль в истории этого мира. Новый Иерусалим будет существовать и тогда, когда новое небо и новая земля придут на смену старой, когда старый Иерусалим давно уже будет принадлежать прошлому и на новой земле будут обитать люди, не разделенные на иудеев и язычников (гл. 21,1-3). Новый Иерусалим, т.е. прославленная Церковь в ее вечном состоянии, будет представлять из себя скинию Бога, посредством которой Бог будет обитать с людьми на новой земле. Таким образом, характером и высотой своих благословений она вовеки будет отличаться от остальных искупленных людей. Кто мог бы измерить, хотя отчасти, величие всех тех благословений, которые в вечности будут уделом Церкви?


Дух и Невеста


После того, как в начале 21-й главы нам представлена и показана Церковь, которая и после Тысячелетнего Царства выглядит, как невеста украшенная для мужа своего. После того, как нам снова в связи с Тысячелетним Царством показана (со ст. 9-го) "жена, невеста Агнца", "святой город" и сказано, что "он имеет славу Божию", Невеста в конце книги еще раз на короткое время является перед нами. Это единственное упоминание Церкви, как Невесты, в это время. Неожиданно Господь Иисус Сам предстает перед взором, и затем мы слышим голос Церкви.

"Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и Невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Отк. 22,16-17).

Эти слова возвращают нас в настоящее время. Но Господь Иисус и сегодня - Тот же, и Невеста уже сейчас знает Его. Какое счастье сокрыто в этом для нас!

После того как Господь посредством Ангела Своего послал Иоанну все написанное в этой книге (ср. гл. 1,1), неожиданно в конце книги Он является Сам со словами: "Я, Иисус". Здесь подчеркнуто "Я". Он как бы говорит: "Это Я, Кто был известен на земле, как Иисус из Назарета. Я послал вам Ангела засвидетельствовать это в церквах". И затем Он поясняет, что, как Человек, Он происходит из рода Давида, но что Он не только является "Сыном Давида", но и "Господом Давида" и как таковой Он есть корень Давида и, следовательно, ответственен за исполнение всех данных Давиду обетовании.

И затем, говоря о Себе, Он добавляет еще одну характерную черту, которая особенно ценна для нас, называет Себя звездой светлой и утренней. Для Израиля Он взойдет, как "Солнце правды, и исцеление в лучах Его" (Мал. 4,2), и этой перспективой заканчивается Ветхий Завет. Не знаменательно ли, что Новый Завет заканчивается Господом Иисусом как "Звездой утренней"? Первое - включает в себя серьезный суд, второе - милость. Ибо Господь Иисус придет как утренняя звезда для тех, кто, во время ночи Его отвержения ожидал Его. Мы ожидаем не рассвета дня Господня. Незадолго до наступления утра перед взором тех, кто бодрствует, появляется утренняя звезда, в то время, как прочие люди спят. Этот образ, поэтому, напоминает нам о том благословенном событии, когда, прежде чем Он явится в силе и славе для Израиля, как "Солнце правды", Он, "при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4,16-17).

Удивительно ли, что представление Господа Иисуса в качестве "утренней звезды" пробуждает чувства Невесты, которые действием Духа выражаются в возгласе: "Прииди!" Для христианина, любящего Своего Господа и Спасителя и живущего в сознании своей связи с Ним, такая "реакция" является нормальной. Да побудят эти строки всех нас больше и сердечнее ожидать Того, Кто так ясно уверяет нас: "Се, гряду скоро" (Отк. 22,20).

Но заметили ли мы разницу между словами Господа и Его, Невесты! Он обещает: "Се, гряду скоро". Дух же и Невеста говорят: "Прииди!" Из этого мы узнаем, что наставленная Духом Святым Невеста момент Его пришествия всецело предоставила Ему. Конечно, как только Невеста услышала о Нем, как о светлой утренней звезде, ее сердечным желанием является: "Прииди!" Однако, она знает, что, даже если Он несколько замедлит, это будет означать спасение для тех, кто еще вне. И она ждет.

Это ведет нас к дальнейшим рассуждениям и к утверждению, что чувства Невесты не исчерпываются возгласом: "Прииди!", по отношению к ее Жениху. Жених в ее чувствах занимает первое место, но это еще не все. Поэтому дальше следует: "И слышавший да скажет: "Прииди!". Кто имеется в виду под словом "слышавший"? Очевидно, также верующие христиане, ибо только к ним может относиться приглашение - сказать: "Прийди!". Ведь кроме тех, кто радуется, сознавая свое положение Невесты по отношению к небесному Жениху, могут быть и такие верующие (и возможно, кто-нибудь из моих дорогих читателей) кто не знает об этих отношениях, кто не научен о пришествии Господа для взятия Своих и потому находится в состоянии неуверенности. Они также будут призваны сказать: "Прийди!". Даже если они и не сознают всей ценности тех отношений, в которых они находятся - не будут ли они счастливее, когда увидят Его, как Он есть? Не преобразит ли Он их уничиженное тело так, что оно будет сообразно славному телу Его? Они ничего не потеряют, когда Он придет, но только выиграют. Поэтому: "слышавший да скажет: "Прийди!". Бог, в благодати Своей, заботится о том, чтобы и самому слабому верующему была оказана помощь, чтобы и он присоединил свой голос к возгласу Невесты.

Чувства Невесты направлены прежде всего к Господу, и затем - к отдельным верующим. Но и это еще не все. Дух Божий ведет ее к тому, чтобы она с любовью думала и о тех, кто жаждет спасения своей души, но еще не пришел к Спасителю грешников. Поэтому мы читаем: "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром". Здесь тоже мы встречаемся со словом "приходить", но уже в другом значении. В первых двух случаях оно обращено к Господу Иисусу с просьбой придти к Своим. Здесь же приглашается жаждущий грешник придти к Иисусу. Это является делом Церкви. Конечно, она евангелизирует мир не сама, так же как и учит она не сама. Последнее мы уже видели. Прославленный Господь дал Своей Церкви дары, чтобы она совершала служение "созидания Тела Христова". (Еф. 4,7-12). И тем не менее чувства Церкви направлены и к жаждущим грешникам.

Конечно, она не может сказать: "...пусть приходит ко Мне". Это может сказать только Сам Спаситель, и Он еще сегодня приглашает грешников: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мат. 11,28). И это тоже Его слова: "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Иоан. 6,35). Также и в 7-й главе Господь призывает жаждущих: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (ст. 37).

Под "жаждущими" подразумеваются те, в ком действием Духа уже пробуждены чувства нужды своей и кто искренне переживает о спасении своей бессмертной души. Невеста, которая сама нашла глубокое удовлетворение в Господе Иисусе, присоединяется к Его приглашению жаждущим - придти к Нему, зная, что всякий приходящий к Нему найдет в Нем удовлетворение всем своим нуждам.

Однако, круг тех, к кому направлено расположение Невесты, еще расширяется и охватывает всех тех, кто вообще только хочет придти: "Желающий пусть берет воду жизни даром". "Желающий" - весьма серьезное слово! Господь пока еще даром предлагает неизмеримое благословение воды жизни. Если, не смотря на это, кто-то все-таки погибнет, то не потому, что Бог, а потому, что он сам не захотел.

Дал бы Господь, чтобы мы - как некогда Ревекка, навстречу Исааку - с сердечным расположением вышли навстречу Господу Иисусу, Который уже "идет по полю" навстречу нам (Быт. 24,65)! И да произведет Он в нас такое действие, чтобы мы любовью своей могли охватить всех Его искупленных и, когда так мало времени осталось до Его пришествия, не забыть и тех, кто еще никогда не пил эту воду жизни!

Эту первую часть книги, о Церкви живого Бога, я хотел бы закончить последним предложением Слова Божьего:

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами"


Далее: ГЛАВА 6: Собраны во имя Его

Изображение Церкви на земле. Грех против брата. Братское увещание. Поместная церковь. Отеческое вразумление. Церковное вразумление. Некоторые замечания к вопросу о наказаниях. Согласие в молитве. Двое из вас. Великая хартия Церкви. Божье место. Божье число. Божье единство. Божье имя. Божественная Личность и присутсвие. Божественный Центр


Назад: ГЛАВА 4. Церковь, как светильник

Иисус Христос как Судья. Семь церквей. Израиль — Божий светильник. Суд над Иерусалимом. Посреди семи золотых светильников. Сдвинуть светильник с места его. Пророческое значение семи посланий. Лаодикия — христианство в заключительной фазе. Христос — Аминь. Христос — Свидетель верный и истинный. Христос — начало создания Божия. Демократические принципы. Не холодный и не горячий. Богатый и в тоже время бедный. Совет Господа. Дух Лаодикии. Извержение из уст Господа


Оглавление


© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть), Германия
© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz